главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

29 июня 2004


  В Подмосковье прошел съезд шаманов

В последние дни июня. Подмосковный санаторий им. Артема. Здесь, на высоком берегу реки Сходни, завершается научно-практический конгресс «Сакральное глазами профанов и посвященных». Его проводит уже четвертый год подряд Институт этнологии и антропологии РАН при поддержке Фонда шаманских исследований США. Приезжают ученые, шаманы и просто любопытные со всего мира. Вместо того чтобы сутками напролет в бубны бить, «колдуны» устраивали семинары, «круглые столы» и заседания. Пошаманили только в один из последних дней. А точнее - покамланили: пообщались с духами.

Цындыма Рабданова - шаман из 12-го колена рода Хуасэ. Фото Бориса Ермакова.

Цындыма Рабданова - шаман из 12-го колена рода Хуасэ. В миру просто врач-стоматолог. Специально приглашенный для камлания переводчик из Огинского автономного округа Дугар Батоболотов - практикующий врач-рефлексотерапевт. Он один из немногих, кто понимает древнее бурятское наречие, на котором говорили предки Цындымы. И на котором будет говорить она, войдя в транс.

Под звуки бубна Цындыма делает несколько глотков молочной водки и постепенно «улетает». Она сидит на земле, скрестив ноги. Голова наклонена к земле. Губы что-то исступленно шепчут. И вдруг голос Цындымы меняется до неузнаваемости. Это уже не голос молодой женщины, а приглушенный шепот старухи. Но, как объясняет переводчик, это, оказывается, голос прадедушки Цындымы в седьмом поколении. Дугар приглашает добровольца. И я решаюсь выйти к шаманке из толпы зевак.

- У вас есть вопрос к духу? - спрашивает она вполне нормальным голосом.

- Я хочу знать, почему у меня нет детей? - задала я давно мучивший меня вопрос.

Цындыма прикладывает бубен к моему животу и вновь что-то исступленно шепчет.

- Ты родилась на Севере. У тебя не хватает энергии ветра. Больны ноги и правая почка, - переводит Дугар. - Ты должна три года ездить на родину на Север и молиться.

Признаться, я была поражена. Действительно, я родилась в Архангельске. А ревматизмом ног страдаю не только я, но мать и бабушка...

Обряд подходит к концу. Голос шамана становится все тише - Цындыма очень устала. Палкой с небольшими колокольчиками она бьет себя по телу, выгоняя духа. Снимает шапку, закрывающую лицо, встает и начинает ходить по кругу. Ее левая ступня повернута вовнутрь. Так же, как когда-то у ее предка, чей дух она вызывала. Цындыма садится на скамейку, ее лицо перекошено от боли и усталости. Она постепенно снимает обрядовую одежду. Но вселившийся дух не отпускает Цындыму. Ей очень плохо. Капли пота стекают по ее лицу. Переводчик просит всех присутствующих отвернуться. Еще несколько волнительных минут Цындыма приходит в себя.

- Сложность этой техники в том, что шаман погружается в очень глубокий транс, - поясняет директор «Центра по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик» при Институте этнологии и антропологии Валентина Харитонова. - Дух самого шамана выходит из тела еще до момента вселения. Он присутствует поблизости и наблюдает, как в тело входит дух давно умершего предка. При этом у шамана меняется пластика. Он как бы обретает облик своего предка и работает с пациентами. За духами предков - опыт поколений и те знания, которые принадлежали древним.

Вселение может быть неодиночным. Тело шамана могут последовательно занять несколько духов. Иногда они не хотят уходить. И это наиболее сложная ситуация. Как мы наблюдали, Цындыма пыталась остановить сеанс, но другие духи тоже хотели вселиться в нее.

- А это не вы случайно погоду в Москве испортили? - спросила я у Цындымы на прощание.

Та пристально поглядела на сгущающиеся тучи и ответила:

- Возможно, ведь наша энергия достигает небес. Вот уедем, и погода у вас наладится.
 

Вернуться назад

Елена ЧУРАКОВА
«Комсомольская правда»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024