главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

13 октября 2004


  Пещера Черного Дьявола

Почему подземный мир иногда вызывает у людей чувство тревоги и неосознанного страха? Корреспонденты "Итогов" решили в этом разобраться, совершив погружение в одну из самых загадочных пещер на территории России - Кашкулакскую.

Кашкулакская гора видна издалека. Ее выдают два холма на вершине.

Услышав впервые о загадках Кашкулакской пещеры, что в отрогах Кузнецкого Алатау, сразу же и навсегда решил непременно в ней побывать. Поездки по разным причинам срывались три года подряд, словно неведомая сила остерегала от нежелательного визита в подземелье. Совершенно разные люди по непонятным мне сейчас причинам уверяли, что без специальной подготовки даже нечего и помышлять о походе в пещеру, что до входа в нее нужно преодолеть десятки километров глухой тайги да еще и проводника найти большая проблема. Мол, не каждый согласится побывать лишний раз в пещере Черного Дьявола - это второе имя Кашкулакской пещеры. В спорах о необычных свойствах пещеры беспорядочно переплелись научные гипотезы, байки спелеологов, шаманские предания и откровенные бредни. И вот минувшим летом корреспонденты "Итогов", не имеющие ни малейшего опыта покорения пещер, устремились на юг Восточной Сибири с четко поставленной целью - найти пещеру Черного Дьявола, обследовать ее и желательно вернуться обратно.

Призраки подземелья
Но сначала немного истории. В 1985 году группа спелеологов обследовала гроты Кашкулака. Уже перед подъемом на поверхность один из них замешкался внизу. Он шел последним, поэтому тому, что произошло дальше, можно верить, только полагаясь на искренность его рассказа. А случилось с ним следующее. Уже закрепив на поясе веревку для подъема, он неожиданно почувствовал странное оцепенение. Хотелось скорее выбраться к свету, но в то же время какая-то непреодолимая сила заставляла его обернуться и посмотреть назад. Словно повинуясь чужой силе, он оглянулся в уходящую вниз темноту и увидел в нескольких шагах позади себя странную фигуру в шаманском одеянии - мохнатая шапка с рогами, развевающиеся одежды. Старик из подземелья молча делал призывные движения руками, приглашая идти за ним. Очнувшись от ужасного видения, спелеолог пулей выскочил из пещеры. Можно по-разному относиться к его рассказу, но с тех пор недобрая слава неотступно сопровождает Кашкулакскую пещеру. С того времени в ней побывало немало людей: и опытных спелеологов, и ученых, и самодеятельных туристов. Многие из них рассказывали удивительные вещи: в какой-то момент их охватывал беспричинный панический страх, заставлявший, забыв обо всем, бросить снаряжение, мчаться к выходу и только потом задаваться вопросом: что же это было? Действительно, что же это было? Самовнушение от слышанных ранее жутких рассказов? Психическое перенапряжение? Или темные уголки пещеры и впрямь являются прибежищем бестелесных призраков?

В лабиринтах пещеры
И вот мы примерно в двухстах километрах от Абакана. В селе Топаново - ближайшем от пещеры населенном пункте - о Кашкулаке знает каждый ребенок.

- Только вы туда дорогу сами ни за что не найдете, - говорят двое веселых пацанов на автобусной остановке. - Зайдите в крайний дом с заколоченными окнами, там спросите дядю Мишу. Он все прошлое лето в пещере просидел.

- Как это?

- Ну, общался с духами.

Вот это начало! Но дяди Миши в доме с заколоченными окнами не оказалось, его сосед, коренной житель Василий Коков, рассказал: "Да уехал он уже. Странный какой-то. Это точно, что он в пещере жил - медитировал. Чудаков туда много в последнее время повадилось".

Василий и согласился стать нашим проводником. Все полтора часа, что мы медленно пробирались на мини-вэне по ухабистой лесовозной дороге, он вводил нас в курс дела:

- Я ту историю с перепуганным насмерть спелеологом слышал. Верить не верю, потому что не один раз в той пещере бывал и ничего подобного со мной никогда не приключалось. В школе сколько раз нас туда учителя в походы водили, ну мы пугали девчонок, так это ж баловство. Правда, не буду хвастать - всю пещеру никогда не проходил, много там ответвлений, глубоких колодцев. Кто знает, что там? Говорят, в колодцах до сих пор находят много костей - и человеческих, и костей животных. Вроде бы попали они туда давным-давно, когда шаманы использовали пещеру для культовых обрядов. А они без жертвоприношений не обходятся. От тех времен, наверное, сохранился такой обычай: прежде чем идти в подземелье, нужно обязательно задобрить духов.

Мы были готовы к такому повороту событий. Валентина Тугужекова, директор Хакасского НИИ языка, литературы и истории, входившая в состав нашей группы, еще в Абакане распорядилась захватить с собой хлеба, ветчины и... водки. Сказала:

- Будем кормить пещерных духов.

- А водки сколько брать? - оживились мы.

- Немного, - строго осадила нас Валентина Николаевна. - Чисто символически. Раньше не принято было духов водкой угощать, а теперь разбаловали их, споили.

...Наконец мы почти на месте. Бросаем машину на поляне, где профессор Тугужекова принялась деловито разводить жертвенный костер, и под предводительством Василия и в сопровождении тучи комаров поднимаемся еще метров триста вверх по склону горы Кашкулак. Впрочем, пора внести некоторую ясность. Если быть до конца точным, то правильное название горы должно звучать как Хошхулах - в переводе с хакасского это означает "мышиные уши". Объясняется такое название очень просто: гора видна издалека, потому что отличается от всех соседних двумя выдающимися на вершине холмами. Очертания ее напоминают голову мыши с ушками. Соответственно и пещера должна называться Хошхулахской. Но почему-то прижился другой вариант произношения - с твердым "к". Хотя сути дела это не меняет.

Но вот мы и у входа в пещеру. Оказывается, входов два - нижний и верхний. В нижнем кто-то заботливо подставил деревянную лесенку. "Ну вот, - разочарованно переглядываемся мы, - тащиться за четыре тысячи километров на встречу с неведомым, а тут тебе такой комфорт". И потому сами себе создаем трудности, решив форсировать верхний вход. А это узкий, скользкий от глины лаз. Руками держимся за шершавый потолок, чтобы не рухнуть с высоты, и на корточках медленно продвигаемся во мрак. Василий, успевший соорудить факел из березовой коры, уже ожидает нас внизу. Факел быстро прогорает, оставив плотное облако дыма. Тяги в пещере практически нет, поэтому дым так и висел, пока мы странствовали по пещере, далее освещая себе путь уже при помощи фонариков.

В 1985 году группа спелеологов обследовала гроты Кашкулака. Уже перед подъемом на поверхность один из них замешкался внизу. Он шел последним, поэтому тому, что произошло дальше, можно верить, только полагаясь на искренность его рассказа. А случилось с ним следующее. Уже закрепив на поясе веревку для подъема, он неожиданно почувствовал странное оцепенение. Хотелось скорее выбраться к свету, но в то же время какая-то непреодолимая сила заставляла его обернуться и посмотреть назад. Словно повинуясь чужой силе, он оглянулся в уходящую вниз темноту и увидел в нескольких шагах позади себя странную фигуру в шаманском одеянии - мохнатая шапка с рогами, развевающиеся одежды. Старик из подземелья молча делал призывные движения руками, приглашая идти за ним. Очнувшись от ужасного видения, спелеолог пулей выскочил из пещеры.

Невольно настроившись на мистический лад, начинаем вслушиваться в свои ощущения, как только попадаем в первый подземный зал. Грот встречает освежающим холодком, особенно приятным после 30-градусной жары на поверхности. По телу пробежали мурашки, но не от страха, а от резкого перепада температур. Стараясь поменьше говорить, в абсолютной тишине мы медленно продвигались в глубь пещеры. Чувства беспокойства или медленно наплывающего ужаса мы по-прежнему не испытывали. Скорее наоборот. Здесь, под землей, было тихо, спокойно, даже уютно. И пещера затягивала в себя: оказавшись в одном зале, хотелось поскорее перейти в следующий, увидеть, что там - за поворотом, за стенкой. Так, где согнувшись в три погибели, где продвигаясь в полный рост, мы шли метр за метром. Вдруг впереди луч фонаря выхватил из темноты светлую фигуру. Шаман в белых одеждах?! Появление фигуры было столь неожиданным, что мы на миг растерялись. Несколько секунд ушло на то, чтобы понять, что дорогу нам преградил массивный ледяной сталагмит.

- Дальше идите строго за мной, - предупредил наш провожатый, - а то здесь есть такие провалы, что вряд ли кому известна их настоящая глубина. Где-то здесь рядом был колодец, в который я специально кидал камень, чтобы засечь время, сколько он будет лететь до дна. Так вот камень падал секунд 10, потом обо что-то ударился пару раз, наверное, об стенку, и полетел дальше. И я так и не услышал, когда он упал. А вот в колодцах, что помельче, как раз и находят кости.

Странствуя по подземелью, мы видели несколько мест с остатками кострищ (сложно сказать, насколько они древние), кое-где стены пещеры хранили следы копоти. Ничего того, что могло бы указывать на присутствие здесь в прошлом служителей шаманизма, например настенных рисунков, мы не нашли. Впрочем, мы и не претендуем на то, что нам удалось исследовать всю пещеру. Наш проводник сказал, что это еще не сделал никто, а потому до сих пор доподлинно не известны ни глубина пещеры, ни протяженность ее ходов. Но если верить спелеологам, на сегодняшний день глубина пещеры составляет 49 метров, а протяженность ходов - 820 метров.

Царство Эрлих-хана
Выбравшись снова на свет, так и не испытав на себе ожидаемого и даже желанного нервного напряжения и всеохватывающего ужаса, встречаем нашу спутницу Валентину Тугужекову.

- Что же вы с нами-то не пошли? - спрашиваем. - Такой замечательной прогулки себя лишили.

- Пещера не пускает, - вполне серьезно ответила она. - Вы знаете, я ведь не первый раз сюда приезжаю, а спуститься вниз так ни разу и не смогла.

- А что так?

- По натуре я очень чувствительный человек. И только подхожу ко входу в пещеру, каждый раз испытываю необъяснимую тревогу. Вот и сегодня сразу почувствовала себя плохо.

Причину такого рода недомоганий Валентина Тугужекова склонна объяснять исключительно необычностью пещеры:

- Историкам точно известно о культовом предназначении этого объекта. И я считаю, что это место особое, посещение его требует определенного настроя. Около двух-трех тысяч лет назад здесь хозяйничали черные жрецы - властители подземного мира и темных сил. Их правителем считался Великий Шаман - Эрлих-хан. Из поколения в поколение у шаманов передавалось знание о том, что пещера Черного Дьявола является входом в нижний мир. Всегда считалось, что после смерти души сильных черных шаманов со всего света слетаются именно сюда.

Если Кашкулакская пещера выполняла в древности функции ритуального святилища, тогда вполне логично предположить, что здесь приносились неким идолам - ну, например, тому же Черному Дьяволу - многочисленные жертвы, включая и человеческие. В то же время весьма интересно было бы понять: почему шаманы выбрали именно эту пещеру для таких целей, а не какую-нибудь другую из более сотни известных в Хакасии пещер? И мы сделали такую попытку. Не исключено, что шаманы древности знали об уникальном воздействии этого подземелья на психику человека. А что думают на сей счет современные ученые?

Природа галлюцинаций
Пещеры вообще имеют специфическое воздействие на психику. Полная тишина, абсолютная темнота, стабильная температура, отсутствие движения воздуха напрочь убивают тактильные ощущения. Поставьте на себе эксперимент, оказавшись в таких условиях, и через 1,5-2 часа у вас непременно возникнут галлюцинации. От отсутствия обычных сенсорных сигналов вам привидятся и призраки в белых одеждах, и шаманы с рогами, и прочая чертовщина.

Многие знакомы с таким состоянием: чего боюсь - сам не знаю. Его появлению весьма способствует атмосфера замкнутого пространства, давящая на психику. Специалисты Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины, заинтересовавшиеся феноменом Кашкулака, несколько лет назад провели здесь ряд экспериментов. Исследователи установили внутри и снаружи пещеры магнитометры и выяснили, что электромагнитное поле в пещере постоянно колеблется. Время фиксации импульсов в точности совпадало с моментом появления у людей нервозности, подавленного состояния, переходящего в ужас. Но по-настоящему ученые схватились за головы, когда увидели следующее: если магнитометр, установленный наверху, едва реагировал, то подземный магнитометр в то же самое время показывал "магнитную бурю". Объяснения этому парадоксу до сих пор не найдено.

Весьма рациональным объяснением состояния подавленности и неосознанного стpаха в пещеpе может являться воздействие инфpазвука - акустических колебаний очень низкой частоты. Вызвать его, например, может отдаленный гул pеки или ручья, котоpый особым обpазом тpансфоpмиpуется в изгибах пещерных лабиринтов. Никто точно не знает, есть ли в недрах горы Кашкулак подземная река. Но вот что интересно: хотя пещера совершенно сухая, некоторые спелеологи утверждают, что в период с ноября по начало мая неоднократно наблюдали затопление некоторых гротов. При этом вода как внезапно появлялась, так и резко - примерно за неделю - уходила. Может быть, вот она, разгадка феномена, - в таинственных реках, скрывающихся внутри каменных пород?

Есть и еще одна гипотеза. Специалисты Института общей патологии и экологии человека Сибирского отделения РАМН полагают, что всему виной могут быть необычные химические свойства пещерного воздуха. "Ведь известны же в природе газовые смеси, вызывающие у людей галлюцинации, так почему же им не накапливаться в Кашкулакской пещере?" - справедливо полагают ученые.

...Все то время, что мы блуждали по подземным галереям, наверху продолжал гореть жертвенный костер. Мы залили угли и только отъехали, как вдруг пошел дождь. Ниоткуда. Светило солнце, на чистом небе виднелось только одно белое облачко. "Это духи пещеры посылают знак, что они нас видели, - сказал наш проводник. - Мистика? Думайте, как хотите".
 

Вернуться назад

Василий Дятлов, Андрей Замахин
Журнал "Итоги"

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009

Rambler's Top100