главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

1 сентября 2005


  Житель Байши принес жертву белоголовому орлу

Священная птица посетила северную деревню, после чего ее обитатели закололи барана, кролика и рябчика.

Охотник Тимур Алексеев принес жертву белоголовому орлу. В первый раз Сергей с друзьями отправился к ольхонскому шаману Валентину Хагдаеву в июне, однако приехал не в тот день, когда можно было совершить подобный обряд. Вторая поездка оказалась более удачной — обряд был исполнен.

Необычный гость стал появляться этим летом в северной деревне Байша Баяндаевского района. Легендарный белоголовый орел прилетел во двор к одному из жителей деревни. Чтобы задобрить священную птицу, хозяин облюбованного орлом дома обратился к шаману и принес в жертву птице трех живых существ — рябчика, кролика и барана.
Впервые огромную белоголовую птицу Сергей заметил у себя в огороде еще в прошлом году.

— Смотрю — на столбе сидит орел. Прогонять я его, конечно, не стал — эта птица у нас, бурят, считается священной, — рассказывает Сергей. — Да только орлы живут в степи и стараются держаться подальше от людей. А если дикая птица, да еще такая, как белоголовый орел, прилетела к человеку, значит, просит чего-то. Мне об этом мать рассказала. А мы же простые люди, что можем дать священной птице? Чего орел хотел от нас? Я решил обратиться к шаману. Поехал в Усть-Орду, к местному знахарю, который гадает на водке. Тот посмотрел на огненную воду и сказал, что обязательно нужно принести жертву царю птиц, чтобы никакой беды не случилось — ведь не случайно он прилетел именно к моему дому.

Местом жертвоприношения был выбран остров Ольхон — по мифам, этот остров на Байкале считается родиной белоголового орла. В первый раз Сергей с друзьями отправился к ольхонскому шаману Валентину Хагдаеву в июне, однако приехал не в тот день, когда можно было совершить подобный обряд. Вторая поездка оказалась более удачной — обряд был исполнен.

— Поехали на Ольхон втроем — я и двое помощников, которые должны были резать барана. Одному было бы сложно, ведь убить живое существо в угоду богам нужно уметь, — о жертвоприношении Сергей рассказывает неохотно, считая, что совершение этого обряда было его святым долгом. — Обряд длился долго, часов пять. Сначала под молитвы шамана зарезали барана, потом мясо варили в большом котле. Кости шаман выложил на земле так, как они должны были располагаться в живом баране. Так же в жертву принесли кролика и рябчика. После этого орел больше не прилетал. Наверное, жертвы и оказанное внимание вполне удовлетворили священную птицу.

Прародителя шаманов обходят стороной
Веру своего односельчанина в высшие силы жители Байши предрассудком не считают. Каждый бурят, уверены они, слышал легенду о происхождении шаманов или просто знает о том, что белоголовый орел — неприкосновенное существо.

— Я с детства интересовался охотой, потом сам стал охотником. Поэтому меня мать учила обходить орла стороной, говорила, что эта птица — воплощение нечистой силы, — рассказывает житель Байши Тимур Алексеев. — В нашей местности орлов я вижу редко. Наверное, гнездятся где-то далеко отсюда.

Легенду об орле я впервые услышала от жительницы Бурятии. Бабушка Федосья, которая живет в одной из забайкальских деревушек, поведала мне эту историю лет пять назад.

— Легенда-то она легендой. Историю о том, как появился первый на земле шаман, можно назвать и мифом, и сказкой. Да только я за свою жизнь повидала такого, что в сказку эту верю, — рассказывала Федосья Максимовна. — У меня знакомая была лет двадцать назад. Жила она на берегу Байкала. К ней во двор тоже орел прилетал. И не один раз. Знакомая моя боялась, что орел охотится за ее цыплятами и прогнала его, кинув камень. Больше птица не возвращалась, а спустя какое-то время у этой женщины погибли оба сына. Ну как после этого не поверить в легенду? Белоголовый орел был прародителем первого шамана. А произошло это так. Орел считается сыном самого грозного байкальского божества, обитающего в Шаманской пещере на мысе Бурхан. Изначально сын этого божества не был птицей, но однажды отец его услышал о появлении далеко на юге новой религии — буддизма — и решил отправить туда своего сына, а так как путь был далек, превратил его в орла. На обратном пути орел увидел в степи павшую кобылицу. Он был голодным и уставшим, поэтому поел падали. Отведав нечистое, орел осквернился и поэтому не смог снова превратится в человека. Однако священный орел взял себе в жены обычную земную женщину, и от этого союза родился первый бурятский шаман Мэрген Хара, или Бухэли Хара, который защищал людей от злых духов.

Сам царь-орел постоянно живет на Ольхоне, верующие люди и шаманы часто приносят ему в жертву баранов или лесных птиц. Орел понимает человеческую речь и за непочтительное отношение к себе жестоко мстит. Человек, убивший или ранивший орла, непременно и сам вскоре умрет или потеряет близких людей.
 

Вернуться назад

Светлана Канина
"Окружная правда"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024