главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

14 апреля 2005


  Наследники великих колдунов

В конце апреля в удэгейской общине состоится первое за долгие годы посвящение в шаманы.

О своем шаманском предназначении Василий Дункай задумался в 33 года. Удачливый охотник, быстрый и ловкий, он вел жизнь советского аборигена - жил тайгой и рекой. А потом раз! - и глаза открылись. Сейчас ему за 40.  Фото Василия Солкина и Игоря Новикова.

Вера до шаманства доведет
О своем предназначении Василий из крупного и мощного клана Дункаев задумался в 33 года. Удачливый охотник, быстрый и ловкий, он вел жизнь советского аборигена - жил тайгой и рекой. А потом раз! - и глаза открылись. Сейчас ему за 40.

- Это сложно объяснить. Просто приходят осознание и бесконечная вера в свои силы, - Василий Иванович мягко улыбается и добавляет: - Шаманы никогда не были богатыми, но это всегда были самые уважаемые люди в общине.

Ему еще предстоит своими делами и чудесами завоевать безмерное уважение и преданность сородичей из самого крупного удэгейского поселения - Красный Яр, что на севере Приморья. Первые шаги он уже делает. Перед своей смертью последняя шаманка Яра Надежда Мартынова наказала, где построить мёл для села (место, где удэгейцы совершают языческие обряды и обращаются к своим богам). Она указала на тихую и светлую опушку на окраине Яра. Дункай с единомышленниками построили деревянный мёл. Василий следит за ним: окуривает сухими цветками багульника - от нечистых духов и проводит обряды.

- Когда к богам обращаешься, приходишь с дарами - конфетами или лепешками, - учит Василий. - Если просьба большая, приносишь петуха, а если что-то очень серьезное хочешь попросить, то закалываешь свинью.

В мёле три домика. В каждом живет дух бога. Самого главного зовут Сан Си Мэ. Охотники перед уходом в тайгу об удачном промысле молят лесного бога - Лоу Ба Ту. Женщины обращаются к своему божеству - Нан Ня Ше.

Урок на всю жизнь
Советское правительство атеизм вдалбливало язычникам дубовой колотушкой. Но вековые традиции и веру удэгейцы все же сохранили. А о могуществе своих духов узнавали не понаслышке:

- Мне лет восемь было, - вспоминает охотник Иван Геонка из Красного Яра. - Шли мы из школы с моим дружком и решили заглянуть в мёл. Меня мать в почтении и уважении к нашим богам воспитывала, а друг мой вдруг стал ругаться, стены колотить, домики духов подкидывать. Я ему кричу: "Ты что творишь! Они же отомстят!". Он не поверил. А на другой день у него ноги распухли, встать не мог, от боли кричал не переставая. Бабка ему какие-то примочки делала, но ничего не помогало. Я как только об этом узнал, побежал к нашему шаману, рассказал. Как же он ругался, балбесом его называл. Потом всю ночь у его постели провел, обряды совершал. На следующее утро мальчишка был здоров, а шаман слег: он же часть греха на себя взял...
 
Петр Кялунчуга. Его отец был шаманом. Фото Василия Солкина и Игоря Новикова.

Сын шамана
Отец старика Петра Кялунчуги был настоящим шаманом. Если кто-то заблудился в тайге, он искал его во сне. А наутро говорил родственникам, где его найти. Называл ориентиры - в какой расщелине или валежнике, за сколько километров находится потерявшийся... Вещи находил. Людей лечил - сажал куклу и в нее перетягивал из больного злой дух, потом выносил ее из дома.

- Но люди обращались к нему в последнюю очередь, потому что знали: если часто использовать силу шамана, она от него уйдет, - рассказывает Петр. - Ни мне, ни моим братьям этот дар не передался. А вот моя дочь - она живет в Хабаровске - людей лечит. Ей сказали, что в ее роду был сильный колдун...

Духи веселятся - спички летают
Духов, помощников и защитников шаманов называют сэвэнами. Из дерева идолов выпиливают в форме человека, рыб, животных, птиц, драконов. Считается, что они берегут здоровье домочадцев, приносят удачу на охоте. А от фарта в тайге зависит жизнь всей семьи в течение года.

Родной брат шамана Василия - Иван Дункай. Именитый художник, пропагандист культуры удэгейского народа. Работает без предрассудков: рисует картины для выставок по всему азиатско-тихоокеанскому побережью, пишет иконы для православной церкви, прекрасно иллюстрирует книгу "Золотая империя". Вырезает сэвэнов. Понятно, что руки мастера производят настоящее произведение искусства, поэтому почитатели экзотики с удовольствием их покупают. Однако при этом автор не забывает посоветовать повесить на шею идолу веревку - закрыть ему рот. Так, на всякий случай.

- Я их, конечно, не могу заряжать, - многозначительно говорит художник. - Но когда сэвэнов вырезал, спички по дому летали... Это духи веселились.

Справка "КП"

Шаман - посредник между духами и людьми. Целитель, предсказатель, толкователь снов. В шаманской вере получает значение жреца.

Шаманская иерархия
Начинающий. О своей миссии понимает, выздоровев после тяжелой болезни. На попечение его брал зрелый шаман, который учил бить в бубен, пень шаманские песни. Вскоре молодой начинал самостоятельно шаманить - лечить. Обращались к нему с легкими заболеваниями. Юный лекарь вызывал своего духа и с его помощью излечивал несчастных. С вербы срезал длинную стружку и повязывал ее себе на локти, голову, колени, щиколотки. Во время камлания со стружки стекали нечисть, грязь и болезни, которые шаман принимал во время обряда лечения.

В знак благодарности исцеленные дарили ему шаманский нагрудник, который расшит изображениями ящерицами, птицам, жабами. За каждое исцеление сородичи одевали шамана - дарили ему фартуки, юбки, штаны, халаты, обувь.

Одевшись, он поднимался на иерархическую ступень и становился средним шаманом. Он мог лечить серьезные заболевания. Все удэгейские жрецы искусно владели гипнозом. Во сне, еще будучи начинающим шаманом, он видит своего духа - тыэнку. Им может быть зверь - тигр, медведь или собака. Невидимой нитью он соединялся с пуповиной шамана, и на всю жизнь был связан с человеком. Каждый раз перед камланием шаман вызывает своего помощника.

А вот когда целителю дарили шапку с металлическими рожками, он становился большим шаманом - могущественным Сагди Самани. Он имел право отправлять души умерших в загробный мир и вызволять души живых людей оттуда. Когда шаман отправлялся за душой больного к небесной старухе Тогу Мама, он надевал под свою шапочку камдэпти - хвост белого орла. Делал он это для того, чтобы на небе, вблизи солнца, не потерять зрение и не сбиться с пути. Берестяной козырек тянул его вниз, а хвост орла, воздушной птицы, помогал подняться ввысь...

Шаман жил до своей смерти, но дух его не умирал, а внедрялся в другого человека. Поэтому некоторые люди чувствуют себя плохо, болеют - это дух, который мается, донимает их, просит: "Возьми меня к себе!". Старики, глядя на такого страдальца, говорят: "Помните, лет 50 жил колдун? Так у этого привычки такие же, и слова он так же тянет, и кружку держит. Это шаманский дух в него вселился".

Что должно быть у каждого шамана
Костюм удэгейским шаманам шили люди из общины. Свою одежду шаманы никогда не стирали, поэтому из белоснежной со временем она превращалась в темно-серую.

У каждого служителя культа были бубен из тонкой козьей шкуры и колотушка, обтянутая мехом.

Для отражения чертей и других сверхъестественных сил, которые исходят от других шаманов, служит деревянный посох. Внизу у него копье, которое отпугивает злых духов. На древке посоха нарисована ящерица, которая доносит провидцу обо всех нечистых силах.

Война шаманов
Великие шаманы воевали друг с другом. Каждый из них чувствовал, что сильнее, и хотел подчинить соперника. Они могли жить на разных территориях: один на реке Имане, другой - на Бикине. Расстояние между ними - 300 - 400 километров.

Сражались Сагди Самани не копьями: своего тыэнку каждый мысленно направлял на противника. Дрались духи, а побои принимали люди. Такой невидимый бой один раз наблюдал Арсеньев: он заметил, что у шамана, который провел взаперти несколько дней, появились страшные кровоподтеки, он слабел на глазах, как будто из него кто-то вытягивал жизнь.

Если никто не уступал, битва заканчивалась гибелью одного. Его дух погибал, и вслед умирало тело. Если же кто-то признавал, что слабее, он возвращался в категорию средних шаманов. Продолжал лечить, а переправлять души в загробный мир не имел права. Если и совершал путешествие в потусторонний мир, в мир живых он больше не возвращался никогда.

...Быть шаманом - редкий дар. Последняя шаманка Красного Яра слепая Надежда Мартынова лечила сильные головные боли, простуды, детей от испуга, проводила ритуалы на берегу Бикина. Несколько лет назад она умерла, и удэгейская община осталась без своего жреца. Но свято место пусто не бывает, и вскоре, быть может, у удэгейского народа будет свой великий колдун.

Автор благодарит доктора исторических наук Анатолия Федоровича Старцева за помощь в подготовке материала и Дальневосточное отделение Всемирного фонда дикой природы за организацию поездки в Красный Яр.
 

Вернуться назад

Наталия Алешина
Комсомольская правда

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024