главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

17 июня 2007


  Их подарили нам шаманы

Я видела шаманские пляски. И была первой кызылординкой, для которой настоящий шаман исполнил «соло на бубне». А недавно мне представилась возможность освоить древнейшие инструменты казахских баксы, и губка души обнажила то, что называется тенгрианские корни.

Полет к реке жизни
Сентябрь прошлого года. Я дежурный репортер областной газеты. День выдался горячим, в гостинице «Кызылорда» с собратьями по перу встречаем гостей, которые со всего мира съезжаются на международный фестиваль фольклорной музыки тюркоязычных народов. У стойки отеля отмечаю по списку: профессор из Татарстана, этнограф из Японии, венгерский музыковед. Но мне нужен шаман. Я накануне узнала от Зои Кыргыс, тувинской ученой, что она пригласила приехать на одно выступление легендарного Дыртык Монгуша – потомственного шамана, баксы.

По гостинице сновали журналисты, гости, немного ошарашенные помпезностью приема, любезно отвечали на вопросы, а он, миниатюрный мужчина в легких джинсах и кепочке, прошел в свой номер, не попав в объективы фотокамер.

– Ну где же ваш Монгуш? – взмолилась я, наконец, как и все, упустив из виду ничем не примечательного человека. И Зоя Кыргысовна, смеясь, указала на лестницу:

– На втором этаже.

Уговаривать покамлать его не пришлось. Заглянув мне в глаза, Дыртык устало вздохнул:

– Ты никогда не видела шаманов? – Ну, конечно, я их не видела!

Через пять минут человек в сказочном одеянии из неизвестной материи бесшумной походкой вошел в комнату из спальни. Узнать мужчину, к которому я вломилась в номер, в этом эпическом герое можно было лишь по косичке, которая из-под перьев убора торчала точно так же, как из-под кожаной кепки. Большой старый бубен и обтянутая кожей палка в руках колдуна внушали животный страх. Он закрыл глаза, погладил инструмент колотушкой и вдруг ритмично задвигался, приговаривая что-то на своем языке и наращивая силу удара. Первый, дошедший до сознания звук обжег темя, как молния. Затем чередой понеслись волшебные ощущения: у меня разворачиваются крылья, и я винтом несусь через распахнутое окно вдаль, но не вверх, а вниз. А там – река. Холодная, но это – река жизни. Пить из нее нельзя, но войти в нее можно.

Войти в нее я не успела. Шаман остановился, выдохнул какое-то речитативное сочетание неизвестных мне слов и улыбнулся, снимая с лица маску отрешенности. У нас обоих дрожали руки. Он понял, что я это заметила, и просто произнес:

– Я много отдаю, когда камлаю. Уходят силы.

Он поделился ими со мной. Я познала силу звука магического инструмента.

Мистика по-казахски
С профессором Алмасом Алматовым, специалистом в области казахского традиционного пения, я собиралась поговорить о творческой лаборатории «Туран», в котором его студенты делают записи редчайших фольклорных произведений. Музыкальная кафедра местного университета была переполнена какофонией звуков, раздававшихся из-за каждой двери, но я уловила знакомый ритм.

– Шаманский бубен?

– Ну да, – ответил Алмас Нурмаханович, – дангыра. И повел меня в репетиционный зал. Там солист ансамбля «Дидар» Руслан Ахметов выводил трель на смешном глиняном «яйце» – саз сырнае, а бубен держала в руках… девушка. Я пояснила, что вызвало мое любопытство, и через минуту с полок стенного шкафа сняли несколько потрясающих музыкальных инструментов.

– Их все «подарили» нам баксы – древние степные шаманы, – рассказал профессор. – А в оркестре мы играем на них, чтобы придать особый колорит народному музыкальному произведению и сохранить старинный инструмент в «живом» виде, представлять его каждый день слушателю, зрителю.

В былые времена простой смертный не смел взять в руки кепшик, дангыру или дабыл. Эти бубны применялись только в мистических целях. Баксы использовали дангыру для изгнания злых духов, а кепшик и дабыл – для того, чтобы рассказать о счастливых событиях духам добрым. Бубны обтянуты кожей лишь с одной стороны, но дангыра имеет еще и металлические подвески, чтобы звук, отпугивающий духов, был резче. А название «дабыл» получилось от казахского «дабылдау» – оповещать, сигнализировать. Тенгрианские обычаи на южных землях перенял ислам. Ударами в дабыл до появления современных усилителей с минаретов извещали правоверных о начале религиозных праздников. Степных шаманов приглашали воины в походы, и в путь вместе с баксы и сказителями-жырау отправлялись дангыра и кобыз. Во времена междо-усобиц ими на полях сражений созывали духов предков на помощь героям. Шаманы также могли, медитируя под звуки кобыза, предсказать исход сражения в самом его начале.

Интересен с мистической точки зрения асатаяк. Его тоже первым начали применять шаманы. Само название означает «посох», «трость», а на посохе том – семь колокольчиков и прикасаются к ним – палочкой. Когда извлекают мелодию. А когда ворожат на асатаяке – просто дают его человеку в руку, и по тому, как задрожат колокольчики, «что скажут», можно угадать, волнуется ли воин перед походом, добродетельна ли девушка. Получается, еще и психологами были казахские шаманы.

Мне так хотелось пополнить свою коллекцию древностей какой-нибудь шаманской штучкой, но оказалось, что ни кепшик, ни асатаяк так просто не купить. Их передают из поколения в поколение или заказывают у мастеров. Не каждый мастер возьмется сделать бубен, а для асатаяков нужно сначала найти с хорошим звучанием колокольчики, заказать их в уста-хане – мастерской умельца-ремесленника. Видя, как я расстроилась, музыканты посоветовали мне инструменты попроще. Колотушки-токылдаки. Играть на них может даже ребенок, а путь свой они ведут тоже из Великой Степи. Тем более, что прабабки отпугивали токылдаками злых духов от рожениц, и инструмент этот женский. Изящный брусочек с палочкой. Я купила такой в мастерской сельского потребительского кооператива, где кто-то из рабочих сделал его ради забавы. Но больше я рада копытцам. Обыкновенным двум конским копытам, которыми, как медными тарелками в оркестрах духовых, отбивают ритм в коллективах народных. Просто ударил роговыми основаниями друг о друга – и ты уже музыкант.
 

Вернуться назад

Наталья Денисова
«Мегаполис»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024