главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

21 июня 2007


  Шаманы проведут обряд защиты аэропорта

Самолеты в Иркутске падают потому, что аэропорт расположен в священном месте.

В Иркутске соберутся шаманы Эхирит-Булагатского района — около пятидесяти самых известных и сильных шаманов с помощниками. Они проведут один из самых важных бурятских обрядов-молебнов с жертвоприношением от имени всего народа — тайлган.

В последнюю неделю июня в Иркутске соберутся шаманы Эхирит-Булагатского района — около пятидесяти самых известных и сильных шаманов с помощниками. Они проведут один из самых важных бурятских обрядов-молебнов с жертвоприношением от имени всего народа — тайлган. Основная цель проведения обряда — защита Иркутска от техногенных аварий, и прежде всего от авиакатастроф.

В жертву принесут коней и баранов
Подготовка к обряду началась в конце весны. В середине мая прошло собрание шаманской общины «Сахилгаан». На нем сначала заслушали отчет председателя эхиритского племени Леонида Степанова о проделанной работе за первый квартал 2007 года и одобрили проект нового устава общины.

Потом зашел разговор о необходимости проведения тайлгана. Последний раз подобный обряд проводился в 2000 году, а должен проводиться раз в три года, максимум в пять лет. В этот раз его решили провести в связи с последними авиакатастрофами в Иркутске — как решил совет шаманов, чтобы не было авиакатастроф, автоаварий, работающим — умножились деньги, учащимся была удача, в торговле пошла прибыль.

Тайлган в этом году пройдет в тайге под Иркутском и на Байкале. В жертву принесут двух коней и двух баранов. Кроме того, в бурятских селениях объявили сбор пожертвований (посписочно). В семьях составляют списки. На листе бумаги разборчивым почерком и только с одной стороны глава семьи вписывает свое имя, а также имена жены и сыновей. Дочерей не вписывают, так как считается, что они все равно выйдут замуж и их будут охранять уже семейные духи мужа.

Затем эти списки передают шаману. Во время камлания он сжигает эти списки в огне — отправляет его бурханам. И тогда считается, что семья ближайшие годы будет находиться под защитой главных бурятских духов — бурханов Эрхуу (Иркута) и Ангары. Считается, что имена на списках, сгоревших в костре, читают наши предки-прародители.

Когда в прошлом году проводили такой обряд, один из списков был составлен на клочке бумаги и имена были написаны корявым, неразборчивым подчерком. А на следующий день к главе старейшин во сне пришла прародительница рода эхиритов и булагатов и пожаловалась: «Что за список вы отправили, мы ничего не смогли прочитать».

10 июня шаманы провели собрание старейшин общины. На нем окончательно обсудили дату и место проведений тайлгана и молебны на обряде. 20 июня в селении Байтэгэ на святой горе прошел первый из необходимых обрядов — родовой обряд эхиритов и булагатов. Общий, или племенной, обряд тайлган (или тейлран) можно проводить только после родового.

Бурятская быль объясняет проклятие аэропорта
Как объяснила необходимость проведения обряда секретарь общины Галина Балюева, если не провести обряд жертвоприношения хозяевам Иркута и Ангары, несчастные случаи будут продолжаться и дальше: аварии, убийства людей, падения самолетов. Особое место в проведении обряда занимает молебен о защите Иркутского аэропорта.

По мнению шаманов, постоянные несчастья обрушиваются на аэропорт потому, что он расположен в очень неудачном месте — священном, согласно бурятским верованиям. Есть на этот счет старинная бурятская быль. Это место не имеет собственного названия, так как оно стало таковым, можно сказать, принудительно. Когда Иркутск как город только зарождался, в этих местах вместе жили буряты и эвенки. И в этих местах, в селе Ангой, жила девушка эвенкийского рода с труднопроизносимым для русских именем — наиболее корректная транскрипция звучит как Хамытуюдэ. Она происходила из старинного шаманского рода. Говорят, она была почти безумна и не осознавала своего шаманского родства. Скорее всего, у нее была шизофрения. Она приехала в те места, где сейчас располагается современный Иркутск.

Тогда город только зарождался, и в районе, где сейчас находится аэропорт, были торговые купеческие ряды. Там Хамытуюдэ, чтобы как-то пропитаться, промышляла мелким воровством продуктов. Буряты тогда жили плохо, бедно. Однажды купцы поймали ее с поличным, устроили скорый суд Линча: надели на шею веревку с камнем и утопили девушку в Ангаре. Старики-буряты рассказывают, что, поскольку она была хоть и неинициированная, но все-таки шаманка, духи Ангары и Лены сразу подняли ее на небо. А когда она спускается — сходит на аэропорт черным туманом и дождем.

Кстати
Галина Андреевна рассказала, что, оказывается, отчасти шаманы чувствуют свою вину в авиакатастрофе аэробуса А-310, сгоревшего в Иркутском аэропорту почти год назад. Дело в том, что в прошлом году традиционный порядок обрядов был нарушен. Обряды должны производиться в строгой иерархии: сначала обряд поклонения духам Иркута, а потом духам Ангары.

В прошлом году, когда решили провести один из защитных обрядов, 7 июля состоялся совет шаманов, на котором часть шаманов настояла на том, чтобы сначала провели обряд поклонения духам Лены, — начать с той стороны, откуда всходит Солнце. Его провели, принесли в жертву трех баранов. А через два дня в аэропорту сгорел аэробус компании «Сибирь»... В авиакатастрофе погибло четыре жителя Усть-Орды.
 

Вернуться назад

Берт Корк
«СМ Номер один»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024