главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

24 июля 2007


  Тайлаган или большой молебен

Около пятидесяти шаманов из Бурятии, Читинской области и автономных округов съехались на Ольхон, чтобы попросить у богов общего благополучия на весь год.

Лица призывающих закрывают специальные шапки — с этого момента шаман отрекается от своей личности и становится телом для чужой. Чтобы достойно встретить великих духов, участники молебна приготовили белую пищу, а также несколько обрядовых жертв.

Объединительный процесс занимает умы не только политиков, но и современных шаманов. Бурятия, Читинская область, Агинский и Усть-Ордынские автономные округа, а также Ольхонский район — на каждой территории одинаковые, казалось бы, обряды проводятся по-разному. По сути, современный шаманизм, говорят участники конференции, это смесь настоящих знаний и искренних заблуждений — очень много было забыто и уничтожено во времена советских репрессий. Причем и эти крупицы могут в ближайшем будущем кануть в Лету.

Собравшиеся решают — сохранившиеся знания нужно собрать и проанализировать — лишнее отсеять, нужное донести до каждого, кто, обращаясь к духам, помогает людям. Заниматься культурным просвещением будет улан-удэнская религиозная организация «Тэнгэри».

От бесед земных, к делам возвышенным — идет подготовка к тайлагану. Никогда еще на большой молебен не собиралось так много вершителей обрядов. Они обращаются к тринадцати хатам — божествам, которые покровительствуют бурятскому народу, с просьбой о всеобщем благополучии на весь год.

Лица призывающих закрывают специальные шапки — с этого момента шаман отрекается от своей личности и становится телом для чужой. Чтобы достойно встретить великих духов, участники молебна приготовили белую пищу, а также несколько обрядовых жертв.

Первая жертва богам — это золото, его символизирует красно-желтые ленточки на березах. Вторая жертва — это серебро, его символизируют ленточки бело-голубые. И третья жертва — это баран. Его мясом шаманы будут угощать онгонов — то есть духов предков, которые откликнутся на призыв«.

Среди гостей на молебне, в основном, иностранные туристы. Для большинства из них церемония — не более чем яркое зрелище. Однако помощники шаманов предупреждают — независимо от вероисповедания, необходимо уважительно отнестись к великому духу и преклонить колени. Иначе можно вызвать его гнев.

Божество-конь благожелательно принимает угощение из рук шаманов, разговаривает с ними, и, выслушав все просьбы, покидает тело шамана. После этого сразу несколько служителей культа призывают духов предков — с ними поговорить могут уже и простые смертные, онгоны отвечают на все самые сокровенные вопросы каждого обратившегося человека.

Баты-Монку Хаглаев, шаман: «Душа на время уходит, а дух входит, потом мы ничего не помним — шаман без сознания. Дух входит, нашим телом временно пользуется, разговаривает нашим языком, у него на голове шапка с глазами — вот этими глазами он видит, мы ничего не помним, что говорили, что делали — темнота».

Обращаться к духам шаманы продолжают до позднего вечера. Участники молебна утверждают, что церемония прошла успешно и в ближайшем году бурятский народ ожидает покой и благополучие. Насколько все совершенное и обещанное реально — неизвестно. Тем не менее, именно в день тайлагана на Ольхоне после нескольких недель засухи пошел дождь.
 

Вернуться назад

«Телекомпания Аист»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024