главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

26 февраля 2008


  Избранник тенгри

— Где мне найти шамана Валентина Хагдаева? — спрашиваю я у жителя посёлка Еланцы. «Вам в окружную Думу надо пройти», — отвечают мне. «Зачем? Мне шаман нужен.» — «Там вы его и найдёте». И действительно, Валентина Хагдаева, депутата местной Думы, я нашла за горячими дебатами со своими коллегами.

Фото А. Фёдорова.  Шаман-отшельник — это сложившийся в обществе стереотип. Действительно, раньше шаманы уходили в горы или леса и жили в одиночестве. Они впадали в транс и искали пропитание для племени. Говоря современным языком, выполняли социальный заказ. Сегодня многое в обществе изменилось, ценности поменялись. На мой взгляд, важно сохранить бурятскую культуру: язык, традиции, фольклор. Ибо только так мы поддерживаем связь с предками.

Мэром не стал — избрали депутатом
— А где же ваш бубен, трещотки, различные шаманские атрибуты (орёл, круг, печать, огонь), с помощью которых вы взываете к тенгри (богам)? — удивлённо спрашиваю я.

— Это всё дома. Здесь у меня другая работа. Я ведь в политику сам не рвался, — признаётся шаман Валентин. — Жители посёлка сами говорили: Валентин, кому как не тебе идти в депутаты. У тебя высшее образование (Хагдаев закончил аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра СО РАН. — Ред.). И потом, я знаю здесь каждый камешек, каждую травинку. Кстати, я в мэры сначала баллотировался. Но голосов не хватило. А вот народным избранником стал. Причём это для меня общественная нагрузка. Я ни копейки не получаю.

— На что тогда живёте?


— Работаю в качестве гида. Недавно красоты Байкала показывал послу Швеции. Ко мне много знаменитостей приезжает: Сергей Ястржембский, Владимир Якунин, Анатолий Чубайс. В прошлом году была супермодель Наталья Водянова с мужем. Причём Наташа была на 7-ом месяце беременности. Вместе с ней мы совершили обряд поклонения духам предков. Потом она рыбачила: поймала хариуса на полтора килограмма, из которого сварила уху. Ирина Винер меня приглашала в Грецию, где нашим гимнасткам я рассказывал мифы и легенды Байкала. На днях в Польшу поеду. Там будет презентация фильма о священном озере. Летом лекции о шаманизме читаю туристам. Хотел устроиться работать в местную школу. Я могу преподавать историю, краеведение и бурятский язык. А директор не берёт.

— Вообще, шаманы ведут отшельнический образ жизни. Вы, наоборот, больше на публике. Вас даже называют шоу-шаманом. Не обижаетесь?

— Шаман-отшельник — это сложившийся в обществе стереотип. Действительно, раньше шаманы уходили в горы или леса и жили в одиночестве. Они впадали в транс и искали пропитание для племени. Говоря современным языком, выполняли социальный заказ. Сегодня многое в обществе изменилось, ценности поменялись. На мой взгляд, важно сохранить бурятскую культуру: язык, традиции, фольклор. Ибо только так мы поддерживаем связь с предками.

Водкой задабривают гневных богов
— А как вы шаманом стали?

— Я шаман в девятом колене древнего бурятского рода Буян, подрода Хагдай. В 2000 году прошёл пятое посвящение «хэсэтэ боо», что означает «получивший бубен». Мой дедушка был шаманом. И потом отмечен признаком шамана, по нашему учению это дополнительная кость или лишнее ребро — показатель силы. У меня на правой руке шесть пальцев. Кстати, мои руки изучали в Швейцарии на конференции по паронормальным явлениям. Кроме того, я перенёс так называемую «шаманскую болезнь», побывав на грани жизни и смерти.

Валентин рассказал, как упал с крыши коровника. Когда его привезли в больницу, он впал в кому. «И вот лежу я без сознания в больнице. Вижу себя, своё тело, медсестру как бы со стороны — сверху. Потом, словно мыльный пузырь, начал подниматься вверх. Я попал в некую среду, о которую разбился, словно о мох, она начала меня жевать, очищать. Мне задавали тысячи вопросов. Скрывать что-либо бесполезно, потому что совесть и сознание за тебя говорят. Потом меня отправили обратно на землю. Я вошёл обратно в тело, через одну волосинку», — вспоминает шаман.

— При посвящении в шаманы вам дали какое-нибудь имя?

— Нет. Так Валентином и остался. Но мне нравится имя Суман, что в переводе означает человек воды. Так моего дедушку звали. В принципе, вся моя жизнь связана с Байкалом.

— Что испытываете, когда с духами общаетесь?

— У меня мурашки по спине бегут.

— При обряде одни шаманы используют водку, другие молоко. В чём разница?

— До прихода «белого» человека, купцов в основном, наши предки делали подношения богам белой пищей (молоком). Потом купцы стали выкупать меха, шкурки того же соболя, за водку. Для наших предков это был самый дорогой товар. Шаманы несли тенгри всё самое дорогое и лучшее. Водкой задабривали в основном самых гневных богов. Отсюда и пошло использование крепкого напитка в обрядах.

— Традиция задабривать богов водкой получила такое широкое распространение, что народ потихоньку спивается. Ведь по дороге на Байкал столько бурханов стоит! Неужели в шаманизме нет наказания за пьянство?

— Раньше до 40 лет по правилам шаманизма вообще запрещалось пить, чтобы не навредить потомству. При нарушении запрета полагалось наказание — несколько ударов розгами от старейшин рода. Били так, чтобы провинившийся сесть не смог.

В многожёнстве нет греха
— Значит, у вас тоже есть понятие греха?

— В бурятском языке слово «сэтрэ» означает табу, запрет. Нельзя не почитать старших, не уважать людей иного вероисповедания, да и вообще не уважать людей — это приравнивается к убийству и воровству. Но наш Всевышний никого не карает. Это проблемы нашей совести, и Небо здесь абсолютно ни при чём. То есть у нас нет индульгенций, покаяний и прощений. В шаманизме все грехи остаются до конца дней твоих с тобой. В ином мире тебя будут судить по плохим и хорошим поступкам. И согласно результату человек превратится в то или иное существо. Это закон воздаяния. Каково твоё поведение, таков будет твой образ в другой жизни. Человек может остаться Человеком, а может опуститься, превратившись в животное, без разума и чувств, на одних инстинктах. Или стать безвольным растением. У всех имеется выбор.

— Рассказывают, будто многожёнство у вас не считается грехом. Наоборот, вы приветствуете, когда у мужчины две или три жены. Почему?

— Наши предки считали, что не должно быть ни вдов, ни сирот. Только так племя может выжить. Если у женщины умирал муж, старцы рода определяли её к другому мужчине, который становился опорой и поддержкой. Если у ребёнка умирали родители, он в одночасье обретал новую семью по решению старших рода или родового шамана. Сейчас эта традиция утеряна, и брошенные дети есть и у шаманистов. И огромное количество одиноких женщин.

— Но если нет наказания за грехи, то что, с точки зрения шаманизма, мы получаем по ту сторону жизни?

— Согласно тибетской Книге мёртвых человек после смерти получает то, во что верит при жизни. Христианин, умирая, встречает ангелов или демонов (кого — решает сам), святых угодников и апостолов, Христа и Бога-отца. Мусульманин — пророка Магомета, буддист — богиню Тару, Будду и уходит в нирвану. А мы, шаманисты, увидим мать, отца, родных и друзей, ушедших ранее.

Зачем тревожить мёртвых?
— Кстати во время ритуалов шаманы часто взывают к своим предкам. Но в других религиях не принято тревожить мёртвых.

— Один православный священник пытался убедить меня, что ангелы-херувимы и серафимы более святые, чем ушедшие предки. Я с ним не спорил. Для меня, язычника, ушедшая мать и отец намного роднее и ближе. Ибо с ними я связан памятью, генами и кровью. Поэтому к ним во время ритуалов и взываю: укрепите мой дух и тело, поставьте на путь истинный.

— В последнее время много шаманов развелось. Дипломы даже показывают. Разве этому учат? Ведь шаманами должны быть избранные.

— Есть традиционные шаманы, к коим я и отношусь. Есть шаманы отмеченные небом. Когда в человека ударяет молния, он должен пройти обряд посвящения в шаманы. Но его дети не могут быть шаманами. А есть нео-шаманы. То есть люди увлекаются верой как хобби. Их учение — это некое смешение индийских учений, китайских упражнений, движений американских индейцев. Они-то и хвастают дипломами. На Байкале такие были, лекции читали. Да ещё деньги с народа взяли.

— А ваш ребёнок будет шаманом?

— У нас не принято насильно обращать в религию. Моя дочь была буддисткой, стала христианкой. Сын ещё не определился. В принципе, способности передаются по наследству, но не в каждом поколении, а раз в триста-четыреста лет.
 

Вернуться назад

Наталья Димитриева
«Аргументы и факты»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024