главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

19 июня 2008


  Родовой обряд возле священной горы

В минувшую пятницу неподалеку от Усть-Ордынского прошел один из важнейших бурятских обрядов - племенной тайлган, собравший представителей бурятского народа и шаманов из Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Боханского и Осинского районов. Около пятидесяти шаманов молилось в святом для бурятского народа месте, в долине реки Куды, чтобы удача весь год сопутствовала всем живущим на этой земле, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Шаманы говорят, что отныне, после долгого перерыва, племенные тайлганы будут проходить ежегодно.

Тайлган - один из старейших и важнейших обрядов бурятского народа. По степени значимости он делится на родовой и племенной. Родовые обряды, то есть те, которые проводились одним бурятским родом, иногда даже одной деревней, проводятся постоянно, практически ежегодно, в начале лета. Шаманы рода выбирают святое место неподалеку от деревни, приносится в жертву баран, люди обращаются к духам предков и просят их о защите и покровительстве, о плодородии и хорошем приплоде скота, чтобы не было болезней и была удача во всех делах и начинаниях. Фото Алексея Головщикова.

Пятница, тринадцатое
Сама дата располагала к мистике - пятница, тринадцатое. Погода тоже не подкачала. Еще на выезде из Иркутска дорогу заволокло. Создавалось впечатление, что на землю одновременно пали и утренний туман, и гарь лесных пожаров, и вечный иркутский смог. Однако стоило остановиться на Качугском тракте на бурхане, расположенном у обочины при въезде на территорию Усть-Орды, как на чистом, умытом ночным дождем небе показалось яркое солнце.

Кстати, чуть позже выяснилось, что мистическая дата проведения тайлгана оказалась совпадением - в шаманизме пятнице тринадцатого числа не придают совершенно никакого значения, просто так выпало. Важнее было то, что это свободный послепраздничный день накануне выходных.

Как и в прошлом году, на большой обрядовый праздник представители бурятских родов, эхиритов и булагатов, собирались прямо на дороге - на этот раз общий сбор назначили у ипподрома на выезде из Усть-Ордынского. Около одиннадцати часов утра колонна, состоявшая более чем из 50 легковых и грузовых машин, обогнула святую гору Булен и съехала в долину реки Куды. Неподалеку возвышалась еще одна святая гора бурятского народа - Манхай.

Место было выбрано не случайно. Как рассказал глава Курсукской администрации, председатель булагатских родовых земель Афанасий Тарнуев, место Удыгы-Булен - это та самая местность, с которой разошлись бурятские роды, которые сейчас живут в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Боханском и Осинском районах, это прародина бурят. Само место изначально выбиралось бурятами для заселения так, чтобы его с трех сторон защищали берег Куды и горы Булен и Манхай.

- Изначально бурят было мало, они заселили именно эту местность. И там, где сегодня будут приносить в жертву коней, когда-то давно стояли печи первых бурят, их очаг, огонь - это и есть наше родовое место, - рассказал Афанасий Архипович. - Обряд проводится эхиритами и булагатами, а выходцы из Осинского и Боханского районов приехали сегодня посмотреть, как проводится обряд, а завтра (14 июня. - Прим. авт.) они будут проводить этот же обряд у себя.

Поклонение духам предков
Тайлган - один из старейших и важнейших обрядов бурятского народа. По степени значимости он делится на родовой и племенной. Родовые обряды, то есть те, которые проводились одним бурятским родом, иногда даже одной деревней, проводятся постоянно, практически ежегодно, в начале лета. Шаманы рода выбирают святое место неподалеку от деревни, приносится в жертву баран, люди обращаются к духам предков и просят их о защите и покровительстве, о плодородии и хорошем приплоде скота, чтобы не было болезней и была удача во всех делах и начинаниях.

Племенной обряд - это общий праздник всех эхиритов и булагатов, он проводится в присутствии представителей всех родов народа, всех деревень. В этом году на тайлган должны были приехать сорок девять шаманов из всех эхирит-булагатских поселений. Еще шестеро приехали из Осинского и Боханского районов. Еще до самого обряда представители составляют списки всех семей в деревнях, от которых они приехали. Списки потом сжигаются в обрядовом костре, и имена вместе с дымом уходят к духам предков. В этом году в обряде приняли участие представители почти двух с половиной тысяч дворов эхиритов и булагатов. Те, кто не смог присутствовать лично, были перечислены в списках.

На тайлгане не допускается присутствие женщин. Если в прошлом году они сидели у своего отдельного очага в отдалении от места проведения обряда, то в этом году на тайлгане их не было вообще. Обряд проводили представители Идыгинской долины.

Как рассказала секретарь шаманской общины "Сахилгаан" Галина Балюева, племенные обряды были запрещены советской властью и не проводились с конца двадцатых годов - первый подобный обряд прошел только в прошлом году. Теперь шаманы решили проводить племенной тайлган ежегодно.

Со стороны обряд выглядит величественно, грозно, в этом есть что-то первобытное. Как и много веков назад, в жертву приносят коней, и то, что для европейского человека представляется варварством, для бурят имеет глубокий смысл. Кони для этого народа являются священным животным, и в знак глубочайшего уважения к духам предков в жертву приносят самое дорогое.

Последовательность действий отработана веками и не меняется ни в одной детали. Расположившись в долине, часть участников устанавливает чаны на жертвенных кострах, разводит огонь. Перед местом жертвоприношения выстраиваются представители всех родов. Перед каждым родом в землю втыкается березовая веточка с повязанной лентой - символ рода. Рядом ставят подношение духам, водку и белую пищу, молоко. За ними в ряд стоят представители родов, первый с права - тотохон, старейшина рода.

Коней выбирают представители тех родов, которые проводят обряд. Они же определяют, какой масти должны быть кони. В этом году в жертву принесли двух рыжих трехлеток - коня и лошадь, дары Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов.

Коней заваливают на спину, растягивают в стороны ноги, затем вскрывают ножом брюшину, рукой прорывают диафрагму и разрывают артерию. Кроме того, что это считается наиболее безболезненным способом принести жертву, в этом есть и сакральный смысл - кровь должна остаться внутри, вместе с духом жертвенного животного, который с дымом уйдет к предкам.

Представители родов тем временем читают вслух имена поколений, от нынешних и назад, к истокам - отцов, дедов, прадедов... Шаманы проводят обряд поклонения духам, а потом люди молятся, каждый за свой род.

Центральный комитет шаманов
В прошлом году наша газета уже писала о первом проведенном с конца 20-х годов племенном тайлгане. Тогда одна из иркутских газет разразилась гневной отповедью. Журналист этого издания, не приведя в доказательство своих умозаключений ни одного мнения ни шаманов, ни вообще бурят, высказал свое личное мнение и обвинил нашу газету в разжигании межнационального конфликта между русскими и бурятами.

Аргументировал это мнение коллега странно. Он заявил, что никакой шаманской общины не существует, нет также никакой прародительницы эхиритов и булагатов, не проводилось никакого сбора пожертвований, а сам обряд не имел никакого отношения к авиакатастрофе, в которой сгорел лайнер А-310 летом 2005 года, как писала наша газета. Поэтому в этот раз мы попытались разобраться в этих принципиальных вопросах.

"С каких это пор шаманы стали так похожи на секретарей парткома? Или полагают, что шаманы несколько тысяч лет только и делают, что обсуждают уставы своих общин (которых, честно говоря, никогда не существовало)? Ну, совет шаманов - это, конечно, посильнее, чем "Фауст" Гете... Ожидаем появления (на страницах газет, конечно же, не более того) центрального комитета шаманов, регионального политсовета шаманов, совета директоров шаманов", - заявил наш коллега.

Между тем община шаманов эхирит-булагатского рода "Сахилгаан" создана четыре года назад. Кроме объединения всех родовых шаманов община ставила себе целью возвратить традиции шаманизма и старых бурятских обрядов современной молодежи.

- Шаманы стареют. У нас есть шаманы, которым по 70-90 лет. А молодых шаманов нет. Мы должны напомнить нашей молодежи, где начался их род, как создавалась их культура, - рассказал заместитель председателя шаманской общины Афанасий Тарнуев. - Я, как глава Корсукской администрации, привез из элов (родовых деревень. - Прим. авт.) по три-четыре человека, всего больше тридцати человек, чтобы они узнали, как проводится племенной тайлган, и в будущем передали своим детям и внукам, как это должно проходить. Это передается из поколения в поколение.

16 мая был проведен большой совет шаманов всей общины, на котором присутствовали шаманы и главы администраций из Осы, Бохана, Баяндая, Алари, с Ольхона. Было решено создать общий совет всех шаманов. Председателем совета, который наш коллега с редкой прозорливостью назвал центральным комитетом шаманов, был выбран Ким Макаров (Иркутск), а от Усть-Ордынского в совет вошли шаман Леонид Батанов, председатель шаманской общины Усть-Ордынского Леонид Степанов и глава старейшин Терентий Шабаев.

"Дескать, из-за того что шаманы не провели своевременно обряд жертвоприношения духам Ангары и Иркута, сгорел в Иркутском аэропорту аэробус. Тут расчет явно был сделан на то, что люди, не имеющие понятия о бурятских шаманах, клюнут на эту удочку. Мол, не зарежут шаманы барана вовремя - и непременно самолет упадет", - разливался соловьем наш коллега.

А в этом году сами шаманы это подтвердили. В обращении, распространенном среди эхиритов и булагатов накануне проведения тайлгана этого года, глава старейшин Терентий Шабаев прямо говорит: "В 2005 году не было средств и вовремя не провели обряды с жертвоприношением хозяину Иркута и Ангары. К сожалению, произошла авиакатастрофа, хотя шаманы предупреждали об этом, погибли невинные люди".

Далее нас обвинили в том, что мы соврали, что в бурятских селениях объявили сбор пожертвований (посписочно), на что наш оппонент заявил: "Боюсь, что в бурятских селениях об этом если и узнают, то только из газеты. И от души посмеются. Хотя бы потому, что подобное "налогообложение" совершенно не практикуется среди шаманов".

Странное утверждение. В этом году опять проводилось подобное "налогообложение". В том же обращении Терентий Владимирович говорит: "В последние шесть лет мы ежегодно проводим тайлганы на собранные у населения деньги". Шаманская община - организация общественная и некоммерческая. Проводить такое масштабное мероприятие, как тайлган, она может не иначе как с привлечением средств, собранных в качестве пожертвований. И деньги сдавали все без исключения - включая первого заместителя главы администрации Эхирит-Булагатского района Александра Андриянова.

Далее наш коллега иронизирует: "А на следующий день к главе старейшин во сне пришла прародительница рода эхиритов и булагатов и пожаловалась, - пишет коллега-журналист. - А имечко назвать слабо? И эхириты, и булагаты с изумлением бы узнали, что есть, оказывается, среди них целый мифологический персонаж - некая прародительница". Боюсь, что с изумлением это узнает только сам наш коллега. На прямой вопрос, была ли прародительница у эхиритов и булагатов и как ее звали, Афанасий Тарнуев ответил, что она таки была и звали ее Буэн-тудэ.

Осталось отметить, что никто нашего коллегу ни на прошлогоднем, ни на этом тайлгане не видел. Странные защитники в тиши кабинетов нашлись у бурятского народа - как говорится, с такими друзьями и врагов не надо.
 

Вернуться назад

Берт Корк
«Номер один»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024