главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

11 июля 2008


  Чтобы духам понравилось

На прошлой неделе представители бурятских общин из Китая и Монголии приехали на Ольхон, основательно подготовившись. Собирались не наспех — из машин и микроавтобусов доставали чемоданы с национальными костюмами. В праздничные бурятские одежды облачались и старшее поколение, и их дети, и внуки. Нарядные платья и халаты, невзирая на жару, обязательно дополняли головные уборы и сапоги. Приезжали целыми семьями из трех поколений. По-русски из гостей мало кто говорил, а вот бурятский язык все понимали хорошо.

Это священное место, и людей здесь вообще быть не должно! Особенно женщин, — неодобрительно косился на меня и ворчал потомственный шаман в седьмом поколении Терентий Шабаев. — Женщины здесь все портят. Некоторые вон вообще раздетые ходят, а этого быть не должно. Шибко это плохо... Терентий Владимирович приехал на мыс Бурхан вместе со своей шаманской общиной из поселка Усть-Ордынского. В общине девять человек, все жители Эхирит-Булагатского района.

— Наши родители по национальности буряты, но они сейчас живут в Китае, — рассказал улан-удэнец Цырен Тамбиев, приехавший на остров с отцом, матерью, женой и дочкой. — Национальные бурятские костюмы мы шили сами. Костюмы, конечно, слишком теплые для 30-градусной жары. Дочка Цырена немного похныкала, что ей очень жарко, но строгие родители и ее облачили в национальное платье и сапоги.

— Разве обязательно надевать сапоги?

— Это красиво, — терпеливо объяснила жена Цырена.

Стоит отметить, что в национальные бурятские костюмы были одеты лишь зарубежные гости. Российские буряты ничем не отличались от простых туристов. Не дожидаясь прибытия шаманов, гости стали спускаться к скале для совершения обрядов приношения даров. Женщинам к Шаманке подходить запрещалось — они оставались в стороне и молились. Мужчины около скалы бурханили (брызгали на землю водкой), оставляли там белую пищу (молочные продукты) и завязывали на деревьях или расстилали прямо по камням полосы яркой материи.

— Это священное место, и людей здесь вообще быть не должно! Особенно женщин, — неодобрительно косился на меня и ворчал потомственный шаман в седьмом поколении Терентий Шабаев. — Женщины здесь все портят. Некоторые вон вообще раздетые ходят, а этого быть не должно. Шибко это плохо... Терентий Владимирович приехал на мыс Бурхан вместе со своей шаманской общиной из поселка Усть-Ордынского. В общине девять человек, все жители Эхирит-Булагатского района.

— Мы должны это место отметить и побрызгать здесь, — поясняет шаман. — Дадим дары здешним богам и всей Ольхонской местности. С собой у нас водка, молоко и сигареты.

По словам потомственного шамана, тому, кто помолился на скале Шаманка, заряда энергии хватит на целый год.

— Энергия человеку передается — шибко хорошо помогает. Монголы нам тоже говорили — тут как побудешь, сразу вся болячка уходит.

Терентий Владимирович придерживается консервативных взглядов и считает, что женщин-шаманов быть не должно. Так же как недопустимо, чтобы шаманами становились представители других национальностей. А то вон у восточных бурят есть шаман — грузин. Непорядок это.

По словам местных жителей, один раз в год скала Шаманка забирает по одной жизни — ребенка или женщины, которые пытаются залезть по камням. Зная это, местное население лишний раз сюда не приходит.

Сакральный остров
Остров Ольхон считается центром северного шаманского мира, и до сих пор возле мыса Бурхан, около скалы Шаманка, которая возвышается на самом берегу Байкала рядом с поселком Хужир, трепещут на ветру завязанные на деревьях ленточки. Это бурхан, место поклонения духам. По старинным народным преданиям, в пещере скалы Шаманка жил владыка этих мест и всего острова Ольхон Эжин, или Бурхан. Скала, напоминающая хрустальный дворец, является одной из девяти святынь Азии.
 

Вернуться назад

Мария Солнцева
«Пятница»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024