главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

7 августа 2008


  Уникальные способности бурятской шаманки

Имя Тамары Шантановой известно многим жителям Усть-Ордынского Бурятского округа и Республики Бурятия. Уроженка улуса Нижняя Идыга Эхирит-Булагатского района сегодня живет в поселке Усть-Ордынском и является практикующей шаманкой. Людей, знакомых с ней, поражает ее огромная жажда деятельности и стремление познать окружающий мир.

В детстве Башиила часто удивляла своих родителей разговорами о том, что видит ушедших предков. В остальном девочка ничем не отличалась от своих сверстников, если не считать того, что до школы она одевалась и вела себя как мальчик. Вместо косичек на голове красовался чубчик, вместо платья она всегда носила шаровары, сшитые мамой. И часто, отстаивая свои права и интересы, Башиила нещадно дралась с деревенскими забияками.

Девочка по имени Василий
Известно, что раньше в каждой бурятской семье было много детей. Люди рожали столько, сколько давал Бог, ведь дети были главным достоянием семьи. Но, к сожалению, выживали далеко не все. Так случилось, что в семье Василия и Матрены Шантановых из улуса Нижняя Идыга дети умирали, едва появившись на свет. Горю родителей не было предела. Когда родился двадцатый ребенок, а это была девочка, было решено дать ей мужское имя. Родители считали, что этим они смогут уберечь ребенка от злых духов. Так на свет появилась девочка Василий, а по-бурятски Башиила.

— Мой отец, назвав меня своим именем, хотел сохранить мне жизнь и оставить после себя наследника, — рассказывает Башиила. — Так случилось, что у моих родителей в живых остались лишь пять девочек. Думаю, отцу уже тогда было известно мое земное предназначение. Назвав меня своим именем, он знал наверняка, что я смогу продолжить род по отцовской линии. А у бурят только сын может унаследовать способности шамана.

В детстве Башиила часто удивляла своих родителей разговорами о том, что видит ушедших предков. В остальном девочка ничем не отличалась от своих сверстников, если не считать того, что до школы она одевалась и вела себя как мальчик. Вместо косичек на голове красовался чубчик, вместо платья она всегда носила шаровары, сшитые мамой. И часто, отстаивая свои права и интересы, Башиила нещадно дралась с деревенскими забияками.

Незаметно шли годы. Башиила превратилась в миловидную девушку Тамару с густыми черными косами. С тех пор с ней стали происходить странные вещи: ее преследовали видения, она слышала голоса умерших предков.

— Я очень сильно болела, перед тем как стать шаманкой, — говорит Башиила. — И лишь потом я поняла, что это была некая подготовка моей души и тела. Башиила Шантанова — уникальный человек с разносторонними способностями. После окончания Иркутского художественного училища она была распределена в Министерство культуры Республики Бурятия. Более 20 лет работала в Союзе художников и при этом находила время для учебы в медицинском училище. Затем окончила филологический факультет Бурятского государственного университета. В эти годы она с упоением рисовала картины, писала стихи. Также молодой женщине нужно было заботиться о двух маленьких дочерях и муже. Несмотря на напряженный ритм жизни, она всегда находилась в гуще дел и событий. Была членом райкома, горкома, а затем и обкома комсомола Республики Бурятия.

В 1980 году за активную общественную деятельность Башиила Шантанова была делегирована на московскую Олимпиаду. Зная о том, что советская партийная идеология является противником религиозных мировоззрений, Шантанова всеми силами старалась скрыть от окружающих свою приверженность к шаманизму. Однако ей так и не удалось оставить в тайне свои уникальные способности.

— Никогда не забыть, как мне при помощи двух шаманов удалось вернуть к жизни молодого человека из села Закулей Нукутского района, — говорит Шантанова. — Некогда один человек нарек своего новорожденного сына именем друга, погибшего на фронте. Случилось, что его дух вселился в тело парня и мешал жить. Необходимо было провести специальный обряд, чтобы вытащить парня буквально с того света. Обряд, который длился 15 часов, был очень тяжелым. Однако, несмотря на это, все прошло благополучно.

Подворье бурятского шамана
— В последние годы я все чаще в мыслях возвращалась в места, где прошло мое детство, — продолжает разговор Шантанова. — Мне вдруг так захотелось поставить юрту, чтобы быть ближе к земле. Но одно дело мечтать, а другое претворить задумку в жизнь. Как-то раз, проходя мимо пустыря, ведущего к моему дому, я услышала голос: «Возьми эту землю». Она на тот момент пустовала, хотя вокруг все уже было застроено. Только этот участок как будто специально дожидался меня. Вскоре землю удалось застолбить.

Сегодня на подворье не без помощи администрации округа поставлено три юрты, они готовы принять всех, кто интересуется культурой бурятского народа. Подворье бурятского шамана — это место, где каждый может найти сведения о своей родословной, узнать, кому и как поклоняться. Есть материалы и по таинству отдельных обрядов. Как говорит Тамара Васильевна, у нее очень много записей об обрядах, проводимых людьми разных родов и племен. К слову сказать, Шантанова выдержала конкурс на строительство барисана (святого места) вблизи села Капсал, на дороге, соединяющей Иркутск и Качуг. Шантанова не только проектировала барисан, она принимала непосредственное участие в строительных работах.

— Бог для всех один, — говорит Шантанова. — Хоть я и шаманка, но это не мешает мне преклоняться перед Далай-ламой, живым воплощением Бога на земле. Я получила благословение Его Святейшества в первый его приезд в Республику Бурятия.

В планах у Шантановой строительство на подворье родовой обрядовой кузницы и установка сэргэ в честь местных хозяев земли. Тамара Шантанова — президент шаманского фонда «Орьел». Она находится в постоянном поиске истины, которая, по ее представлению, неразрывна с шаманизмом. Не случайно тема диссертации, которую она намерена защищать, — «Бурятский шаманизм и современность».
 

Вернуться назад

Лариса Босхолова
«Окружная правда»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024