главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

12 августа 2009


  Вандалы жестоко обошлись с сэргэ в Якутии

Вандалы уже в который раз оскверняют древние символы. Старые люди всегда поговаривали, что последствия омерзительных хулиганских выходок порождают настоящий «сэт»(якут. «сэттээх» - влекущее за собой кару).

Сэргэ – это не только символ традиционного коневодства у якутского народа, но и предмет особой почетаемости. Это – отображение сакральности, со времен Элляя и Омогоя -- дань уважения светлым помыслам угодным духам Айыы, которые оберегают нас, людей Серединного мира. Сегодня, это не зависит от их национальности и вероисповедования.

Сэргэ – это не только символ традиционного коневодства у якутского народа, но и предмет особой почетаемости. Это – отображение сакральности, со времен Элляя и Омогоя - дань уважения светлым помыслам угодным духам Айыы, которые оберегают нас, людей Серединного мира. Сегодня, это не зависит от их национальности и вероисповедования.

В Мирнинском районе существует Ассамблея народов РС(Я) и здесь все делается для сохранения национальных традиций народов, проживающих в Мирном. Несколько лет тому назад, на стыке границы между двумя соседствующими районами – Сунтарским и Мирнинским, на правом, пологом берегу реки Малая Ботуобия были установлены сэргэ, приуроченные дружеским связям и 370-летию вхождения Якутии в состав России. Сэргэ установили делегации Сунтарского и Мирнинского районов. Река Малая Ботуобия, стекающая с продолговатых сопок Вилюе-Ленского водораздела является границей между промышленным и сельскохозяйственным районами. На правом берегу начинается территория Сунтарского улуса. На левом берегу располагается неказистая деревенька Новый (МУАД), которую Мирнинский район официально закрыл еще несколько лет тому назад. Но здесь, уже обжились несколько десяток крестьянских подворий с большими огородами, парниками, гаражами, банями и ледниками. Для них здесь – сущее приволье, поскольку рядом находятся река Малая Ботуобия, правда со скудноватой рыбалкой, хвойные леса с ягодами и грибами. Да и вдобавок отсутствие моста через реку создает своего рода отхожий промысел для жителей деревеньки. Во время разгула вешних вод и поднятия уровня реки вследствие затяжных дождей, буксировка или вывоз на вместительных кузовах «Уралов» маломощной техники на противоположный берег является очень выгодным промыслом (Одна буксировка стоит от 500 до 2.000 рублей).

Еще 5 октября 2002 года, во время празднования дней Сунтара в Мирном, на опушке леса правого берега Малой Ботуобии, то есть уже на территории сопредельного района, на деревянной планочке были вывешаны красивые латунные буквы «Сунтарский улус». В следующем году их уже не стало. Буквицы из латуни неизвестные сначала обстреляли из дробовиков, затем разбросали по полянке. Злоумышленников тогда никто и не собирался даже искать. К слову надо сказать что эта полянка стала излюбленным местом пикника жителей поселков Новый(МУАД) и Алмазный. Да и горожан это место чем-то затягивает. О чем наглядно свидетельствуют кучи мусора, огромного количества пивных бутылок, прочих остатков лихого пиршества. Везде и повсюду валяются разбитые, разнокалиберные бутылки из-под водки, вин. И, конечно, невозможно не заметить следы от костров. Осовелым от изрядного количества спиртного, любителям пикников почему-то не понравилось сэргэ. Некто, до такой степени раздухарился, что поднял острый саксан на сэргэ, жестоко вырезав порядочный кусочек иссохшей мякоти и обезобразив узорчатый столб. А сами сэргэ изобилия, установленные как-то неуклюже, скособочились, словно не выдерживая тягость здешней атмосферы. И ни у кого из земляков не нашлась рука подправить падающие навзничь сэргэ, облагородить место, убрав кучи мусора. Недоброжелательное обращение к национальным символам не впервые прослеживается в Мирнинском районе. В 1996 году неизвестными было вырублено и сожжено сэргэ, установленное в п.Айхал. В начале 2000-х, обезумевшие от алкогольных паров подростки поглумились над сэргэ парка отдыха и культуры г.Мирного, повалили его, отработав на них приемы рукопашного боя. Свидетели картины поспешили ретироваться: уж очень страшны были в своем гнусном облике тинэйджеры. И все это прошло как обыденное, незначительное явление, никто не попытался остановить негодяев. Конечно, эта выходка не осталась незамеченной, перекоробив многих мирнинцев. Видать доселе никто не втемяшивал хулиганствующим молодым людям, что глумление над сэргэ, дает обратную, мощную, негативную реакцию.

В старину у древних якутов, не подрубали сэргэ даже у заклятых врагов, ибо злая сила односложно направленная на святой символ превращалась в наподобие «бумеранга» – человек расправившийся с сэргэ недруга, при происшествии незначительного времени скоропостижно умирал. Собственно, сам парк культуры и отдыха г.Мирного давно облюбовали шумные компании с девиантным поведением. Здесь - раздолье хозяевам пит-булей и бультерьеров, которые гуляют без намордника и иной раз без поводка. Словом, сюда вечерами ходить не рекомендуется, хотя неподалеку находится УВД г.Мирного.

В том году, когда вандалами были осквернены сэргэ в ПКиО г.Мирного, было совершено зверское убийство молодой девушки. Вот такое вот трагическое совпадение! В Мирнинском районе, молодежь не знает, что означает сэргэ и чем влечет за осквернение древних, национальных символов. Так вот учтите: обезобразив сэргэ, человек совершает тройной кармический грех – против доброй воли людей установивших его и местности, против древних национальных обычаев, и в первую очередь против себя самого. Вся горечь в том, что зло излученное хулиганствующим субъектом остается в его замутненной душе на всю жизнь, ожидая отплату. Многомерность человеческого существа, сопричастность духовной природы человека иным планам бытия давно изучено наукой. Благовейное почитание древних памятников, прирожденное понятие о вечной справедливости гнездится в наших умах. Но немало людей неглижирующих старинные обычаи и традиции.

В природе Якутии с незапамятных времен есть такое эзотерическое понятие как месть духов. Сегодня, из-за проделок негодяев, страдают совершенно невиновные люди. Ведь злая аура, излученная людьми на определенной местности обязательно «отравляет» местность. Учудив зло, человек становится сообщником лукавого. Вокруг нас не просто леса – но и захоронения шаманов (в том числе и черных) и удаганок(шаманок), срубы-кэрэхи для жертвоприношений Верхним Божествам Айыы. Но люди, не желающие знаться с этим, совершают необдуманные поступки, не считаясь с тем, что в нашем эфемерном мире все хрупко и многозначительно. И не случайно, район реки Малая Ботуобия вокруг поселка Новый пользуется дурной славой среди жителей обеих районов. Это, пожалуй, одно из самых жутких мест в Мирнинском районе. Не счесть - сколько человек пострадало на бродовой переправе, сколько потеряно ценного груза у предпринимателей, сколько случилось инфарктов и болезненных приступов у бедных пассажиров. Только за лето 2008 года, здесь утонуло четыре человека. Во время прошлогоднего разлива, в водах Малой Ботуобии утонул водитель «Камаза», житель села Арылах, у которого заглох двигатель в середине реки. Скинув одежду, водитель попытался переправиться на левый берег, но его затянуло водоворотом. Семья потеряла прекрасного отца, добросовестного труженика. Вывод один – местность необходимо освятить, всячески замолять Верхних Божеств. Установить милицейское наблюдение. Надо обуздывать хулиганство в отношении национальных символов на корню, в том числе неуважительное отношение к древним традициям. А в отношении сэргэ, надо озадачить соответствующих специалистов администрации МО «Сунтарский район»(за эту территорию отвечают сунтарцы), чтобы сэргэ выглядели подобающим образом, а не предрекали свои жалким видом печальное будущее.

Хотелось бы пожелать главе МО «Поселок Алмазный» Дмитрию Челюканову, чтобы проводил разъяснительную работу среди молодежи, а поселковой милиции более тщательно контролировать частые вылазки «туристов» на правый берег.

Подытоживая виденные мною неприглядные картины, обращаюсь с просьбой к жителям Мирнинского района: «Оберегайте, проницательно относитесь к сэргэ – символу нашего и вашего благополучия!».
 

Вернуться назад

Станислав Алексеев
ИА Якутия 24

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024