главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

20 августа 2009


  Иркутским шаманам подарили кусочек Америки

В минувшие выходные шаманская община «Сахилгаан» принимала гостей из Америки. В рамках культурного обмена и борьбы за сохранение традиций коренного населения в Усть-Ордынский приехали бывший инспектор лесной службы бассейна озера Тахо (Калифорния), ныне член совета директоров общественной организации «Тахо-Байкал» Боб Харрис с женой и единомышленницей Колин. Цель приезда была обозначена как ознакомление с проблемами и рассмотрение возможности содействия коренному бурятскому населению в законодательной защите святых национальных территорий. А также обмен опытом индейцев племени вашо, живущих на восточном побережье озера Тахо.

Шаманская община «Сахилгаан» принимала гостей из Америки. В рамках культурного обмена и борьбы за сохранение традиций коренного населения в Усть-Ордынский приехали бывший инспектор лесной службы бассейна озера Тахо (Калифорния), ныне член совета директоров общественной организации «Тахо-Байкал» Боб Харрис с женой и единомышленницей Колин. Цель приезда была обозначена как ознакомление с проблемами и рассмотрение возможности содействия коренному бурятскому населению в законодательной защите святых национальных территорий. А также обмен опытом индейцев племени вашо, живущих на восточном побережье озера Тахо. Фото Сергея Игнатенко.

Хроника американо-бурятской дружбы
Сейчас трудно сказать, когда точно началась пока заочная дружба эхирит-булагатских бурят и индейцев племени вашо. Это стало возможным благодаря двум событиям, произошедшим в конце 90-х годов. Тогда историк Петр Ажунов и его жена, доктор филологических наук Эржена Хамаганова, по контракту работая в Индианском университете, познакомились с индейцами вашо и отметили, что во многом проблемы коренных народов похожи в Америке и в России.

Примерно в то же время, в 1998 году, состоялся первый визит в Усть-Орду делегации из трех человек, возглавляемых Эдом Ги, который в то время был начальником службы охраны лесов штата Калифорния (сейчас он работает главой одного из департаментов федеральной службы охраны лесов США). Эд приехал на бурятскую землю с профессиональными, а не этнографическими целями — его интересовали вопросы экологии и местный опыт охраны, воспроизводства и ведения лесного хозяйства. Эд Ги побывал в Олонках, в лесхозе «Кировский», а в рамках культурной программы познакомился с местными обычаями и шаманизмом, сделав вывод, что во многом проблемы коренных народов похожи в Америке и в России.

На этом стыке двух интересов по одному вопросу они и сошлись с Петром Ажуновым, и уже летом того же года, а затем в 1999 году были организованы первые эколагеря для американской молодежи — 15 молодых американских ботаников работали и жили в тайге, сначала в деревне Байтага, затем в селе Хуты. Тогда же планировалось организовать ежегодный обмен молодежными делегациями между УОБО и Калифорнией, но по никому не известным причинам тогдашнее руководство округа инициативу не поддержало, и непосредственные контакты прервались на неопределенное время.

Однако зерно сотрудничества уже упало на благотворную почву взаимопонимания. И в 2003 году к эхирит-булагатским шаманам приехал с дружественным визитом Мелан, один из индейских вождей. Его возили на святую гору Манхай, где провели обряды поклонения хозяевам горы и дорожным старцам (так как Мелан находился в дороге).

Мелан был поражен, насколько похожи обряды обоих народов, отметив, что у индейцев вашо также перед обрядом принято проводить очищение благовонной травой (у нас используется чабрец, богородская трава), а сам обряд проводят также с использованием белой пищи. Из чего вождь сделал смелое предположение, что американские индейцы и буряты братья не только по духу, но, возможно, и по крови.
В итоге вождь предложил устроить обмен детскими делегациями между индейцами и устьордынцами, но и это предложение не нашло отклика и поддержки в окружной администрации того времени.

Добро пожаловать, мистер Харрис!
Тем временем Эдда Ги на посту сменил Боб Харрис, приняв по наследству заботу об индейцах, живущих на его территории: побережье Тахо, где живут вашо, исторически принадлежали им, однако сейчас являются федеральной собственностью.

Эд Ги или сами индейцы рассказали Бобу о бурятских братьях — уже неважно, но мистер Харрис решил продолжить и закончить проект по аналогичной защите бурятских святых мест. Приезд Боба Харриса давно обсуждался, минувшей зимой его запланировали на лето, и наконец поездка состоялась: чета Харрис через Монголию и Бурятию наконец приехала в Усть-Ордынский округ.

— Харрисы обязательно хотели побывать на Байкале. Они говорили, что у индейцев вашо особое, мистическое отношение к озеру, — рассказал исполнительный директор «Сахилгаана» Игорь Олзоев. — Боб и его жена Колин помогали индейцам в юридическом оформлении неприкосновенности святых мест вашо, они учат индейских детей, помогают в решении социальных проблем, которые, к сожалению, такие же, как и у бурят, — алкоголизм, наркомания, преступность. Кроме того, у них и у нас одинаковые проблемы в сохранении национальных святынь — это и стихийный туризм, и формирование неправильного освещения религиозных традиций. Цель нынешнего визита — помощь в вопросах сохранения священных мест, в юридическом оформлении статусов особо охраняемых территорий.

До официальной встречи с шаманами и представителями районной и областной властей супругов Харрисов повезли на место первого эколагеря в село Хуты. Местный старейшина Василий Ажунов провел обряд поклонения духам местности на хушуне Нуурэ эрье (хушун — одно из нескольких названий святых мест. Нуурэ-эрье дословно переводится с бурятского как «берег озера». — Прим. авт.).

Гостям вручили именную баранину
К встрече дорогих гостей с соблюдением всех бурятских традиций готовились с утра воскресенья. В поле за Усть-Ордынским установили котлы, принесли в жертву барана. Мы обратили внимание на то, что разделывали барана только специальными бурятскими ножами для мяса — односторонней заточки. Как объяснил шаман Александр Хантуев, в особо торжественных случаях, когда приглашаются почетные гости, им готовят именные блюда.

Главному гостю, Бобу Харрису, полагается преподнести тоолээ — голову барана. Для Колин приготовили хото — это бараний желудок, начиненный кровью, молоком и луком. Грудина досталась первому заму главы округа Андрею Калашникову. Вообще-то предполагалось, что ее получит Анатолий Дьячков, но буквально накануне был назначен новый окружной глава, Борис Данилов, а он не смог принять приглашение в связи с сильной загруженностью, связанной именно с новым назначением.

Лопатки преподнесли главе Эхирит-Булагатского района Игорю Усову и члену Общественной палаты Иркутской области Сергею Босхолову. Именные блюда вручал глава старейшин Терентий Шабаев.

Впрочем, американские гости попробовали все блюда традиционной бурятской кухни — саламат, бараний бульон, позы, им предложили даже немного экзотики, преподнеся сырые бараньи мозги. Колин, вежливо улыбаясь, отказалась пробовать последнее блюдо. Американских гостей очень удивило, когда у них забрали по кусочку именного блюда и куда-то унесли. Еще больше они удивились, узнав, что кусочки отправляются в жертвенный огонь и что таким образом они только что благодарили духов предков этой земли и просили их о помощи и защите в дороге.

Сергей Босхолов от имени Общественной палаты приветствовал американских гостей на бурятской земле и заверил, что он и в дальнейшем будет содействовать развитию проекта «Тахо-Байкал».

— Мы выражаем вам огромную признательность за вашу нужную и полезную работу. В шаманских традициях есть закон: если делаешь добро другим, то духи предков отплачивают еще большим добром. Вам воздастся сторицей и вашим детям и внукам, — отметил Сергей Босхолов.

Он подарил супругам Харрис издание бурятского эпоса «Гэсэр», а шаманы одобрительно кивали головами, усматривая в этом знак грядущей помощи и содействия со стороны нынешней администрации.

Сбылась мечта о Байкале
В перерыве удалось немного поговорить и с Колин Харрис. Она рассказала, что на протяжении последних четырех лет общалась с Эрженой Хамагановой, одной из организаторов нынешней поездки, много узнала о Байкале и давно уже мечтала побывать на берегу священного озера.

— Обычно туристов пугают, что Россия — малоцивилизованная страна, и чем дальше на восток, тем хуже живут люди...

— О, нет-нет. О красотах я была уже наслышана. Но то, что мы здесь увидели, — это превзошло все мои ожидания. Это прекрасные места и удивительные люди. И я здесь нахожусь не в качестве досужего туриста, а занимаюсь поиском людей, которые могут принимать участие в обмене делегациями между Калифорнией и Сибирью.

— Вы принимаете участие в работе мужа?

— Да, я очень много общаюсь с племенами вашо — они очень похожи на бурят. Я посещаю все племенные собрания и усердно занимаюсь установлением контактов с этими племенами.

— Обряды бурятских шаманов и индейцев похожи?

— Я была очень удивлена, насколько много похожего в совершении обрядов. У вас так же много святых мест, к ним так же почтительно относятся, и многие из них очень похожи на святыни озера Тахо. Очень много похожих традиций. Я была тронута отношениями между детьми и родителями в бурятских семьях, меня потрясло почитание старых людей молодежью.

— В чем вы видите свою помощь в сохранении бурятских святынь?

— Когда мы вернемся обратно, я представлю в институте «Тахо-Байкал» все накопленные материалы, фотографии, расскажу о том, что видела. И мы выработаем стратегию по оказанию культурной помощи, организации обмена опытом, постараемся найти общие места в природоохранном законодательстве или составить вам проекты законов, которые работают у нас.

— Какие сувениры друзьям вы привезете с Байкала?

— В основном это фотографии традиций, обрядов. И очень много фотографий еды, которую я пробовала или побоялась пробовать на этих обрядах. Например, голова барана, преподнесенная мужу. Я никогда не пила до сих пор чай с молоком. И вообще, я впервые видела так много разной еды в таком изобилии. Много фотографий духовных мест, мест поклонений. Мы живем одними целями, у нас одинаковые интересы. Мы вообще одинаковые.

— У вас с мужем на шее висят одинаковые кожаные фенечки с какой-то языческой символикой. Это охранные амулеты, которые вам дали в дорогу вожди вашо?

— Нет, это нам вчера в музее истории округа подарили, — ответили миссис Харрис несколько растерянно.

Как индейцы вашо вернулись домой и занялись международным туризмом
В своем алаверды Боб Харрис рассказал о жизни индейцев вашо и своей работе по возвращению индейцам коренных территорий.

Вашо жили на берегах Тахо с древних времен, но в XVIII веке они были оттеснены бледнолицыми на 300 километров на восток. Двадцать лет назад Боб присоединился к работе по возвращению индейцев на их коренные территории и сохранению этих территорий. Сейчас они живут на восточном берегу Тахо, но земля им не принадлежит — она представляет собой федеральную собственность.
Однако вашо получили привилегированные права в использовании этих земель — например, они получили лицензию на туристический бизнес, и сегодня побережье — это огромная рекреационная зона, где, по словам Петра Ажунова, земля на вес золота, а может, и дороже. Был построен культурный центр вашо, где туристам рассказывают о своих ценностях и культуре, привлекают к работе молодых индейцев, устраивают презентации. Сегодня на этой территории расположены пять деревень племени, в которых живут около десяти тысяч человек.

— Тогда я впервые встретился с вождями вашо. Мы посетили их лагерь, нам показали обряды индейских шаманов, объяснили, насколько вашо почитают свои земли. Это помогло мне в осознании важности проекта по сохранению индейских земель, — рассказал Боб Харрис.

Первым своим успехом он считает спасение скалы рядом с озером Тахо. На нее нанесен древний рисунок, в верхней части которого зашифровано, как должны жить и что должны делать индейцы вашо. По преданию, племя родилось именно около этой скалы. Много лет святая скала и рисунок подвергались систематическому осквернению. В этом американские туристы оказались ничуть не лучше наших — норовили забраться на скалу, сфотографироваться, оставить надпись «Джонни и Рэчел были здесь» с датой и каким-нибудь идиотским рисунком.

Стараниями мистера Харриса и его супруги был принят федеральный закон о защите рисунка как культурного объекта, имеющего национальное значение.

— У нас в стране люди склонны легко относиться к подобным законам, — открыл я Бобу глаза на особенности отечественного менталитета. — Ваш закон подразумевает какие-то практические, может даже карательные меры по защите подобных объектов?

— Да, за его нарушение предусмотрено наказание — нарушителей ждет судебное разбирательство, и их либо штрафуют, либо подвергают заключению в тюрьму, — объяснил мистер Харрис. — Выполнение закона возложено на местные власти.

Кроме того, вашо известны своим народным промыслом — они исстари плетут корзины из растения ферн. Поэтому племена очень бережно относятся к тем местам, где растет этот кустарник. Стараниями четы Харрисов в этих местах установили заграждения, и там теперь запрещено любое строительство или тому подобная деятельность.

По поводу своего содействия жителям УОБО в рамках проекта «Тахо-Байкал» Боб Харрис высказался несколько прекраснодушно — государство должно знать, где находятся святые места бурят, поэтому ему, государству, нужно об этом сказать, и оно должно начать их защищать.

— Я не знаю, как у вас работают госслужбы, но мы будем работать вместе с ними, и все у нас получится, — заверил Боб Харрис шаманов. — Проблема состоит в том, что люди не знают, что находятся на святых местах, поэтому ведут себя неподобающе. И первым делом нужно выделить эти места — установить специальные дорожные знаки, нанести их на карты.

Спич мистера Харриса вызвал большое оживление аудитории. Шаманы решили, что обязательно поставят вопрос о сохранении своих святых мест на осенней сессии дум Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов, делегируя туда представителей от «Сахилгаана».

— У нас есть два озера и три горы, вопрос с которыми нужно решать прямо сейчас, — это Байтаг, Манхай, Капсал, долина реки Куды, — подвел итоги Петр Ажунов. — У нас ведь нет врагов, нет противников этого проекта. Нужно просто не распылять силы, а скоординировать усилия в одном направлении.

Десять бурятских соток на берегу Тахо
Петр Ажунов рассказал о том, что практически решен вопрос с организацией визит-центра УОБО на берегу озера Тахо. Для этих целей выделили порядка десяти соток земли, а в самом американском филиале института «Тахо-Байкал» даже нашли две бурятские юрты. Вожди племени тахо дали свое согласие на их установку и организацию визит-центра, и этой осенью представители общины «Сахилгаан» поедут с ответным визитом к вашо.

В рамках этого визита юрты будут установлены, а шаманы проведут обряд их освящения. В Калифорнии живут около сорока этнических бурят. И одна из предполагаемых целей создания визит-центра УОБО на берегу Тахо — помочь вернуть им национальную самоидентификацию, проводить для них обряды, начать их общение с родственными им по духу вождями племен.

Со своей стороны мистер Харрис подтвердил, что организация кусочка бурятской земли в Калифорнии — это корректно поставленный вопрос. Он пока не может сказать, будет ли визит-центр использоваться для коммерческого туризма, но постоянный обмен культурными делегациями вашо и бурятских шаманов стоит в списке задач одним из первых.
 

Вернуться назад

Берт Корк
«СМ Номер один»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024