главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

7 июля 2010


  Уважение к природе - главный смысл праздника обоо

Повсеместно среди бурятского населения Забайкалья бытуют ламаистский и шаманский культы обоо. Это основная форма внедацанской обрядности, которая проводится коллективно. Ритуальные действия совершаются в рамках определенного культового сообщества. Обоо - это святилище, место пребывания самого сильного духа. Обоо сооружается в виде нагромождения камней на вершинах гор. на перевалах, на берегах озер, в степи.

Забайкальские буддисты и шаманисты в 21-ый раз отметили традиционный культовый праздник "Обоо". Каждое лето на Титовской сопке они собираются вместе, чтобы выказать уважение природе, помолиться о здоровье и мире.

В прошлом каждый род имел на территории своего кочевания общие святые места, на которых совершались ежегодные общественные обряды жертвоприношения духам - хозяевам данной местности (сабдагам).
Бурятские сабдаги приходят к людям, обернувшись человеком, зверем, птицей и т д. Люди, наделенные особым зрением, могут их видеть такими, какие они есть. Сначала сабдаки были только шаманскими божествами, затем под влиянием буддизма приняли прибежище в Трех Драгоценностях (учение Будды).

Забайкальские буддисты и шаманисты в 21-ый раз отметили традиционный культовый праздник "Обоо". Каждое лето на Титовской сопке они собираются вместе, чтобы выказать уважение природе, помолиться о здоровье и мире.
В каждом регионе верующие приезжают на обоо - место поклонения духам. В Чите — это западный склон Титовской сопки. По легенде, здесь обитает его хозяйка - Айралжан. Шаманы, которым удавалось увидеть ее, говорят, что Айралжан примерно 40 лет. Хозяйке горы буряты поклоняются, преподносят жертвоприношение: лоскутки материи, монеты, бумажные деньги, пищу и сладости. В том числе и национальную еду "Сагаан Табаг", то есть "белую". Привязывая к деревьям хадаки небесного цвета, верующие выражали уважение природе. В этом они видят главный смысл праздника.

Тумэн-Лама Угданского дацана: "Люди будут относиться бережно к природе, потому что человек — не царь природы, а часть природы. Без природы мы не сможем жить. Если это сохраним, и в первую очередь обоо для этого делается!".

На записках участники праздника перечисляли имена членов своей семьи, годы рождения, чтобы они целый год звучали в молебнах. Супруги Дамбаевы никогда не пропускают обоо. Ведь здесь они очищаются духовно, просят для всей семьи достатка и благополучия

Долгор Дамбаева, жительница г.Читы: "Традиции соблюдать надо исконные. Наши дети будут продолжать так же к природе относиться. Мы же после себя ничего не оставляем. Все убираем".

С каждым годом на обоо приезжают все больше людей. В этом году много молодежи. Значит и они осознают необходимость нравственности души и жизни в согласии. Освященную пищу верующие увезут домой, чтобы каждый вкусил ее и был здоровым весь год.
 

Вернуться назад

По материалам chita.rfn.ru

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024