главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

13 октября 2010


  Древние шаманы нашли преемников

История для бурята начинается не с истории страны, не с политических или экономических событий, а с личной истории — истории рода, который на каком-то определенном месте закрепился и вырос. И жизнь свою человек мыслит не как одинокую, индивидуальную, независимую от своих ныне живущих родственников и давно ушедших в мир иной предков.

Жизнь Кирилла Марковича, идейного коммуниста, изменилась после того, как семья обратилась за помощью к шаманам.

Жизнь современного бурята не заканчивается телесной смертью, и очень редко можно услышать в бурятских семьях слово «умер», всегда — «ушел». Мир, куда «уходят», проявляет себя при определенных обстоятельствах — и тогда связь живых и ушедших становится очевидностью. Кирилл Маркович Сафьянов, идейный коммунист, бывший совхозный агроном, а ныне пенсионер, сам не ожидал, что придется ему в своей жизни столкнуться с событием такого рода. И событие это изменило его жизнь, жизнь его рода и его детей.

Имя убитого старика
Кирилл Маркович родился и вырос в Кударейке. Были раньше в окрестностях многочисленные бурятские улусы, которые после войны, в пятидесятые годы, объединились в одну деревню Кударейку. На месте улусов теперь пустое место, остались только кладбища. На пустые места приезжают поклониться предкам уроженцы здешних мест. В Кударейке, которая раньше была крошечной, домов в шесть, возникли новые улицы, сюда свезли дома. Возник колхоз Сталина, потом четырнадцатое отделение совхоза «Усть-Ордынский». В 1989 году хозяйство передали заводу имени Куйбышева — как подсобное. Огромное хозяйство обслуживало нужды огромного завода. Агроном Сафьянов трудился на благо страны и родного совхоза, на благо завода — по своей прямой специальности, а также управляющим. И так было, пока все не развалилось. Теперь, будучи на пенсии, он только руками разводит — на сельском хозяйстве в Кударейке можно поставить крест. Остались здесь доживать старики, в школе учатся всего четверо ребятишек.

Жили здесь, в Кударейке, и предки Сафьяновых. Бывший агроном, предположили мы, хорошо знает историю этих мест. И в какой-то мере не ошиблись.

— Отчего деревню назвали Кударейкой? Наверное, от называния реки Куды?

— Нет, я расскажу вам отчего. Это имя человека: Худэре.

Так звали старика, который ехал на коне из Бохана. Остановился он отдохнуть в лесу возле озера. Озеро это и по сей день находится за деревней, вдоль леса. Остановился отдохнуть, да ночь его здесь и застала.

— А наши здешние шаманы и убили его. Не руками, не ногами, не ножом, конечно, убили, а искрой — искру о железо вызвали и отправили ее поразить старика. И старик, которого они жизни лишили, проклял наши места. Вот что он сказал: «Ни голоса шамана, ни рева изюбря, ни стука железа не хочу здесь слышать!» С тех пор нет в наших местах ни шамана, ни изюбрей, ни кузнеца. Так и есть.

— И что, все в это предание верят?

— Ну конечно! Я хоть и старый коммунист, а приходится верить.

— Почему приходится?

— Жизнь подтверждает правоту.

Шаманская болезнь
— У меня дочь болела с малолетства. Сильно болела. Где только мы ее не лечили, куда только не возили! А когда выросла, сама ездила лечиться везде. Но все напрасно. Про нее говорили: отмечена богами. И вот так маялась до 45 лет. Но время изменилось. Не только официальной медициной стали люди пользоваться. Дочь обратилась к экстрасенсу. А тот ей и говорит: «У вас шаманская болезнь». Сказал такое, а мы и не знаем, что делать, куда бежать. В Улан-Удэ нас тогда отправили. Там мы пригласили шамана. Он пришел и начал духов своих вызывать. Всех своих вызвал, а тех, которые нам нужны, которых мы хотели, не может. Они даже лицом не поворачиваются, общаться не желают. Тогда мы по совету этого шамана поехали своим духам молиться. Сделали это, а через некоторое время снова отправились в Улан-Удэ. Тот шаман, который нам предсказывал, направил нас к одной женщине, которая сильнее его. Мы и ее пригласили. Ну что ж, она своих духов призвала, эта женщина. А потом стала вдруг нам рассказывать, что она видит. Ощущение было такое, будто летала она над нашей Кударейкой. «Рядом с вами, — говорит, — речка течет, с двух сторон ручейки в нее впадают. Лысая гора стоит, там большие белые камни лежат». Говорит, а мы родные места узнаем. И откуда, скажите, она все это узнала, бабушка из Анги?

Когда установили место, шаманка увидела там что-то такое, к чему приближаться побоялась. Говорила, что страшное происходит. Это на берегу озера пять человек убивали старика. И потом вдруг начала она перечислять всех предков рода Сафьяновых и дошла до седьмого колена. Седьмым в колене оказался шаман.

— А мы только до четвертого колена знали своих предков. А она перечисляет дальше и дальше. И вдруг называет шамана по имени Малаха, который жил лет триста назад. И даже обрисовала его: правого глаза нет, лысый, кузнец. Кузнецами называют у нас сильных шаманов. Вот наш предок был сильным шаманом-кузнецом. А потом эта шаманка называет имя сестры Малахи — Манасха. Она тоже была шаманкой. Вот для нас было двойное удивление!..

Так Сафьяновы узнавали о своем генеалогическом древе, корни которого уходили в глубокое прошлое. И это было только начало.

«Наконец ты меня нашла!»
Агинская шаманка назначила Сафьяновым трижды провести нужный обряд и молиться Малахе, как предку. Этот почивший предок оказался ключевой фигурой в судьбе Сафьяновых. В 2008 году обряд провели в первый раз. — Обрядили 13 берез, зарезали барана, все как положено. Шаманка стала камлать. И он, сам предок-шаман, спустился к нам.

— Вы его видели?

— Нет, слышали. Он с нами разговаривал, используя тело шаманки. Вы можете в это верить или не верить, но женщина при всем желании не может так разговаривать — грубым мужским голосом, и реветь, как медведь. Он сердитый к нам спустился: зачем, мол, меня спустили? Его все уговаривают: «Потомки пришли тебе поклониться, помолиться, угостить». Он подобрел и представился. Сказал, что ему 87 лет. Рассказал, что его отца звали Онгоем. Тут я снова удивился — я знал, что нас, наш род, называли Онгой, а почему — и не догадывался. И тут вдруг узнал.

Шаман Малаха, который подобрел, поев и выпив тарасуна, потом снова рассвирепел. У Кирилла Марковича есть три брата, и поклониться предку надо было всем родом. Но один брат болен, другой не смог оставить хозяйство в Усть-Орде и приехать. Явились двое. И шаман начал спрашивать, где остальные братья.

— Мы с братом лежим у его ног, а он нас палкой за братьев охаживает — шаманка палкой бьет от его воли. Но потом отпустил нас. Все присутствовавшие по очереди представились духу-шаману и задали ему свои вопросы.

Бабушку Манасху тоже спустили с небес. И женщины к ней подходили. Бабушка обрадовалась дочери Кирилла Марковича и сказала: «Наконец-то ты нашла меня». Она и назначила Сафьяновым дату следующего обряда — через год.

Призванные вынуждены соглашаться
Через год, в 2009-м, семья снова отправилась в Улан-Удэ. — А что оставалось делать? — говорит Кирилл Маркович. — С шаманскими делами шутки плохи.

В тот год шаманка вызвала им предков еще старше шамана Малахи — его дедушку.

— Это уже за десять поколений. Он назвался Оксогоем, все про себя рассказал. Потом спустили бабушку, и она все рассказала о себе. И эти предки сказали, что они свои дары передали внукам — Малахе и Манасхе. Я себе даже представить не мог! Мама моя рассказывала, что были в этих местах раньше сильнейшие шаманы, могли на дерево одним махом взлететь, раскаленное железо лизали, ножом себя протыкали — и ничего не случалось с ними.

Таким образом Сафьяновы выяснили, что в их роду есть шаманы, что шаманский дар передается обязательно парно — брату и сестре. И убийство, которое совершили шаманы во времена Малахи, и последующее проклятие старика лишили шаманов возможности передавать дар потомкам. И потомки позабыли о них — и не молились, и не почитали. А сейчас связь с предками восстанавливается.

— На третьем обряде дочери сказали, что она станет шаманкой в этом же году. А сына спрашивают: «Кузнецом будешь?» А он не понимает. Они настаивают: «Будешь?» Он не понимает. Тогда говорят устрашающе: «Если не будешь — убьем». Старший брат подсказывает: отвечай, мол, буду, буду. Вот так сын мой был вынужден согласиться. А куда денешься? Оксогой сказал: «Стану тебя учить». На следующий год сделаем посвящение. Как раз сыну сорок лет исполнится — только после сорока можно.

— Почему же нельзя отказаться?

— От такого не отказываются. Если Малаха и Манасха передают дар моим детям, то это судьбоносное решение, так и будет. Кому попало такое не дается. Иначе можно поплатиться жизнью и здоровьем — убьют. Он рассказывает о случаях, ему известных. В Боханском районе молодой парень, которого духи призвали быть шаманом, отказался от этого — и совершил самоубийство. А другой случай говорит о том, что согласие вылечивает кандидата в шаманы.

— Когда мы проводили обряд, подъехали отец и сын из Укыра. Сыну лет 16—17. Красивый, сильный парень, но падает — эпилептик. Мы разрешили, чтобы они поучаствовали в нашем обряде и задали свои вопросы нашим духам. Когда духи спустились, у больного мальчика случился припадок. Через некоторое время он прошел посвящение — и никакой эпилепсии у него не стало. Сейчас в Иркутске живет.

Духи подскажут, как удлинить жизнь
Но вообще Кирилл Маркович считает, что долгожданное освобождение далеких предков и принятие дара его детьми — благоприятный фактор в жизни рода, внушающий самые лучшие надежды. Во-первых, дочь перестанет болеть.

— Мне, как отцу, разве легко смотреть, как она мучается? Сейчас ее здоровье наконец стало поправляться. Когда она начнет входить в транс — в будущем году войдет, — недуг вообще отступит.

Через дочь, а точнее, через ее долгую и мучительную болезнь предки давали знать о себе, искали связь с потомками. У нее ведь врожденная шаманская метка — родимое пятно.

Во-вторых, перестанут умирать молодые парни и мужчины. Эта напасть преследует род уже давно. Дочь Кирилла Марковича будет лечить любую болезнь — пока только у родственников, до второго посвящения. Сейчас у одного из них болеет дочь, у нее серьезная стадия рака. В этом году она не умрет. Никто в роду не умрет — так пообещали духи.

— Дедушка сказал: «Я ворота вам закрыл на тот свет, никто не уйдет в этом году».

Самому Кириллу Марковичу велели помолиться там, где он родился. — И сказали: «Года продлить тебе надо». Наверное, это в знак благодарности за то, что я организовал все это, что помог связь между предками и нами, потомками, восстановить. Теперь вот думаю: как это, года продлить? В следующий раз, на следующем обряде, надо будет спросить.
 

Вернуться назад

Светлана Михеева
«СМ Номер один»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024