главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

3 января 2012


  Договориться с шаманом можно и по телефону

Мы знаем о них из старых фильмов. Обвешанные шкурами, с развевающимися косами, они призывно стучат в огромный бубен и шепчут заклинания. Шаманы существуют и сейчас. В Иркутской области они есть почти в каждой деревне. Кто такие современные шаманы, читайте в репортажах из Прибайкалья.

Мы знаем о них из старых фильмов. Обвешанные шкурами, с развевающимися косами, они призывно стучат в огромный бубен и шепчут заклинания. Шаманы существуют и сейчас. В Иркутской области они есть почти в каждой деревне. Кто такие современные шаманы, читайте в репортажах из Прибайкалья.

Шаманка по имени Василий
Утро шаманки Тамары Шантановой начинается с обряда. Она заходит в свою алтарную комнату, обкуривает, а затем окропляет молоком атрибуты поклонения. Здесь Шантанова получает благословение от богов и общается с духами.

Тамара Шантанова живет в бурятском поселке Усть-Орда, что в шестидесяти километрах от Иркутска. Ее знают все. Но многие зовут не по имени-отчеству, а дядей Васей.

- Я принадлежу к древнему шаманскому роду Хитэн Утхэ, - рассказывает Тамара-Василий. - В нашей семье дети умирали, едва появившись на свет. И когда родилась я - двадцатый ребенок в семье! - родители решили обмануть богов. Отец, назвав меня мужским именем, хотел сохранить мне жизнь и оставить после себя наследников. У нас считается, что только сын может унаследовать способности шамана. По-бурятски меня зову Башиила, в переводе на русский - Василий. А по паспорту я Тамара.

После школы она закончила художественное училище, получила медицинское образование, затем закончила филологический факультет университета. Вышла замуж и родила двух дочерей.

- А потом я заболела, - вспоминает Тамара-Василий, - долго не могла вылечиться. Но болезнь ушла, а я стала шаманкой. Видимо, недуг был нужен, чтобы душа и тело подготовились к новой миссии.

О ее новых способностях стали узнавать люди.

- Как-то попросили меня приехать в одну деревню. Отец назвал своего сына именем погибшего друга. Дух умершего вселился в тело парня и мешал жить. Молодой человек был при смерти. Я провела специальный обряд, он длился 15 часов. Парень выжил.

Шантанова считает себя шаманкой-исследователем. Она постоянно в странствиях - путешествует по своему району, составляет каталог обрядов, которые проводили представители разных родов и племен.

Живет Тамара-Василий в обычной двухкомнатной квартире в типовом доме.

- В последние годы я часто в мыслях возвращалась в те места, где прошло мое детство, - рассказывает Шантанова. - Мне вдруг захотелось быть ближе к земле, поставить юрту. Однажды, проходя мимо пустыря недалеко от моей трехэтажки, я услышала голос: "Возьми эту землю". Через какое-то время мне удалось застолбить этот участок и построить настоящую бурятскую юрту. Теперь свои обряды я провожу здесь.

Тамара-Василий заказы на обряды часто принимает по мобильному телефону и электронной почте.

- Звонят незнакомые люди, спрашивают: "Дядя Вася, можно к вам?" Я не отказываю. И денег не прошу. У шаманов нет таксы. Каждый благодарит духов так, как считает нужным. Кто-то пятьдесят рублей принесет, а кто-то пять тысяч. Сейчас у нас многие возомнили себя шаманами, составили прейскурант: один обряд у них стоит тысячу рублей, другой - сто тысяч. Я считаю этих людей шарлатанами.

В своей алтарной комнате Башиила восстанавливает силы. Она угощает табаком и молоком статуэтку Будды и изображения православных святых.

- Бог для всех один, - считает Шантанова. - Хоть я и шаманка, но преклоняюсь и перед православными святыми, и перед Далай-ламой.

Муж Тамары Шантановой давно умер, дочери выросли. Шаманка уже бабушка семерых внуков.

- Пока рано о чем-то говорить, но может, кто-то из них продолжит наш шаманский род, - говорит Тамара-Василий. - А пока я глава нашей семьи. Замуж я вряд ли уже выйду - мужчины боятся связываться с шаманкой.

Владимир, шаманский сын
На острове Ольхон считают своим шаманом местного жителя Владимира Буинова. Он маленького роста, горбат, с доброй улыбкой и очень внимательным взглядом.

- Мне было три года, когда я упал с топчана и повредил позвоночник, - вспоминает Буинов. - К врачам меня не возили - слишком далеко. Мой отец-шаман бы костоправом, многим людям помогал. А вот мне помочь не смог. В результате у меня вырос горб.

К Владимиру Бужигеевичу за помощью обращаются и буряты, и русские.

- С разными просьбами люди приходят, - рассказывает Буинов. - У кого нелады в семейной жизни, у кого со здоровьем проблемы возникают. Я кому молоком побрызгаю, кому водкой. Мы просим помощи у своих умерших предков. Они говорили на бурятском языке, которого мы уже не помним. Сейчас бурятский и русский смешались.
В Хужире недавно построили православную церковь.

- Иногда я захожу в храм, - признается Владимир. - Одна моя прабабка была православной, вот я и ставлю свечку за упокой ее души. Местный батюшка знает меня, мы здороваемся.

Обряды Владимир Бужигеевич проводит все реже. После них испытывает слабость, болит сердце, голова.

- Уходят силы, - вздыхает старейшина шаманского рода. - Считается, что сила приходит к пятидесяти годам, а после семидесяти шаманы слабеют. Мы же, как губка, впитываем в себя чужую боль, чужие беды. Когда я умру, меня по бурятскому обычаю сожгут. Всех шаманов сжигают. А пепел похоронят на кладбище. Тогда я встречусь с отцом и братом, которые уже умерли.

Жалобная книга
Русские, живущие на Ольхоне, со временем тоже стали шаманистами. Здесь все верят, что увидеть орла - эту птицу считают хозяином острова - к удаче. Когда случается беда, не все идут в церковь. Некоторые просто выходят на берег Байкала и обращаются к скале Шаманке. Возле нее лежит белый камень-диванчик. Сюда приходят, чтобы пожаловаться.

- Как-то показалось мне, что муж решил свернуть налево, - рассказывает смотритель местного музея Надежда Копылова. - Хоть я и православная, но всю жизнь живу здесь, знаю, что Шаманка помогает. Спустилась к Байкалу, села на диванчик. "Шаманка, - прошу, - сделай так, чтобы не смотрел он ни на кого. Ты же сама женщина, должна меня понять". Поплакала и пошла домой. А дня через два к нам гости приехали, и муж пошел показывать им Байкал. Возвращается и говорит: "Знаешь, Надя, подошел я к диванчику, и стало мне как-то не по себе. Совесть как будто во мне проснулась. Надя, ты ходила на Шаманку?" Я призналась, конечно. Но муж на сторону больше не смотрел.

Подниматься на Шаманку нельзя - здесь даже щит с объявлением установили. Но туристы, приезжающие на Ольхон, все равно стараются вскарабкаться наверх.

- Примерно раз в год кто-нибудь обязательно срывается, - рассказывает Надежда Копылова. - У нас часто происходят землетрясения, Шаманка трескается, становится опасной. Но это по-научному. Когда-то иноверцам и женщинам даже близко не разрешалось подходить к жилищу духов. Они не любят, когда их тревожат.

Свой уголок на Ольхоне
Остров Ольхон считается энергетическим сердцем Байкала, а скала Шаманка - одной из девяти святынь Азии. Это одно из самых популярных мест паломничества прибайкальских бурят, по их мнению, именно здесь живут духи. Каждое пятое дерево на Ольхоне священно. На сопках - вкопанные в землю столбы, они символизируют древо жизни. Деревья и столбы украшены лоскутками и ленточками, рядом оставляют деньги, брызгают молоком, приносят в жертву скот.

- Так мы кормим, поим и одеваем своих предков, к которым обращаемся за помощью, - рассказывает старейшина шаманского рода из деревни Маломорец Виктор Барбасоев.

Обычно свои обряды шаманы проводят на территории человека, который обращается со своей бедой. Заболел ребенок - шаманы идут в дом, коровы не дают молоко - на скотный двор.

- Иногда ко мне приходят с просьбами иностранцы, - рассказывает Виктор. - К ним на Запад не поедешь, нет у них таких денег, чтобы шамана к себе доставить. Тогда я ищу место, которое им подходит. Места у нас особые, здесь у каждого человека есть свой уголок. Главное, его определить. Но если надо просить богов о чем-то большем, тут один шаман в поле не воин. Собираемся все вместе возле Шаманки и проводим таинства.

Наша справка
Коренное отличие шаманизма от других религий в том, что здесь никогда не обращаются к высшим богам напрямую. Во время обряда шаман призывает ближних духов - покровителей рода и местности. Над ними стоят хаты (цари), оберегающие всю прибайкальскую землю. Еще выше - тэнгрины (небесные божества). Над всеми младшими и старшими духами - отец Вечное синее небо и мать Широкая земля.

Сейчас в бурятской части Прибайкалья создаются и регистрируются шаманские общины, проходят слеты и съезды практикующих шаманов. Совсем недавно в регионе был создан общественный совет шаманских общин.

Самый главный шаманский праздник - Ердынские игры. Он проводится раз в четыре года у священной горы Ерд в Ольхонском районе. Сюда приезжают более 2 тысяч человек. Все гости встают в хоровод вокруг горы. Если хоровод сомкнулся, считается, что обряд состоялся. А это значит, что следующие четыре года земля будет плодородной, а люди станут меньше болеть.
 

Вернуться назад

Metronews

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024