главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

16 июля 2012


  Дорожники не решаются срубить «священное дерево», вставшее на пути

В Якутске ведется реконструкция ул. Лермонтова от озера Сайсары до Медцентра. Дорожные работы подходят к своему логическому завершению, но мешает одно «но». На пути дорожников оказалось старое засохшее дерево, срубить которое никто не решается. Мужчины говорят, что это не простое дерево, а священное. В общем дорожники его аккуратно обходят, стараясь даже не смотреть, а сверху летят грозные предписания: «срочно убрать!».

У настоящего якута никогда не поднимется рука на шаман-дерево, потому что, судя по якутским поверьям, его беспокоить, а тем более, рубить ни в коем случае нельзя.

В конце апреля этого года на этом участке начались ремонтные работы. Все идет точно в срок, однако возникла проволочка, затормозившая ход работы, – высокое, одинокое дерево с засохшей кроной вызывает у работников дорожной фирмы «Туймаада-Агроснаб» настоящий страх. Никто не желает его ликвидировать, потому как многие говорят, что это керех-мас – священное дерево.

У настоящего якута никогда не поднимется рука на шаман-дерево, потому что, судя по якутским поверьям, его беспокоить, а тем более, рубить ни в коем случае нельзя. В якутской мифологии масса всевозможных поверий о шаманских деревьях и их сакральной силе. Например, нельзя проезжать мимо священного дерева: нужно всегда останавливаться, обязательно оставлять что-нибудь в «подарок», чаще всего монеты, и повязать на его ветви повязку. Тех, кто оступился, после преследуют неудачи, поэтому издревле якуты с особым почтением и уважением относились к священным деревьям, и этих традиций придерживаются потомки. Поэтому никакие грозные предписания или штрафы никогда не заставят якута, соблюдающего традиции, срубить шаман-дерево.

Дмитрий, руководитель дорожной фирмы, столкнувшийся с этой непростой ситуацией, сообщил, что действительно дерево стоит до сих пор, и его работники категорически отказались его срубить. «Мы его не трогаем. Оно стоит на пересечении двух улиц уже несколько десятков лет, никому не мешает, так зачем его убирать?! Нам сказали местные жители, что это священное дерево – керех-мас. Вот кому надо, пусть приходит и пилит его, а я не буду», - сказал Дмитрий.

Однако этнограф Вильям Яковлев убежден, что это никакое не шаман-дерево, а самое обычное. «Это дерево никак не может быть шаманским. Любое дерево, причем если оно старое, требует к себе уважения. Советую дорожникам провести обряд алгыса, а лишь потом его срубать. Ничего страшного в этом нет», но слова Яковлева никак не успокоили дорожников. «НВ» связалось с заказчиком строительства дороги.

Ведущий инженер ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)» Александр Егоров сообщил, что в принципе дерево может остаться на своем прежнем месте, правда, тогда субподрядчик должен облагородить возле него территорию, например, сделать аллею. «Основные работы уже сделаны, дерево может остаться на своем месте, если оно не мешает. Приеду - посмотрю», - сообщил он. В общем, пока дерево, навевающее своим внешним видом страх на местных жителей и работников дорожной фирмы, остается на развилке, правда, надолго ли – неизвестно. Если его все-таки придется убрать, то, скорее всего, для этой работы будут приглашены уроженцы ближнего зарубежья, которым якутские поверья незнакомы. Быть может и «проклятье» шаман-дерева на них не распространяется?
 

Вернуться назад

«Наше время»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2012

Rambler's Top100