главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2 декабря 2013


  Как остановить засилие алкоголя на обрядах?

В Прибайкалье коренное население традиционно проповедует шаманизм, одну из древнейших религий мира. Буряты сохранили веру, пережившую запреты, вытеснение и сейчас ее заново возрождают. Но всплеск возрождения приводит к новому «прочтению» сакральных обрядов, основанных на угощении духов предков.

В Прибайкалье коренное население традиционно проповедует шаманизм, одну из древнейших религий мира.

Именно применение большого количества алкоголя имеет как для шаманов, так и для верующих негативные последствия. Эта проблема и стала предметом обсуждения на круглом столе «Трезвый взгляд на традиционное проведение обрядов», который состоялся в Эхирит-Булагатской администрации. Организовала обсуждение советник губернатора Иркутской области Александра Будахаева, собрав представителей местных властей, общественности, СМИ, полиции. Она объяснила свою инициативу желанием привнести в быт местного населения приверженность здоровому образу жизни и не скрывала своей тревоги, связанной с алкоголизацией населения деревень.

Участница круглого стола Светлана Коновалова, начальник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям отметила:
– Культура проведения обрядов сегодня видоизменилась, раньше применялся тарасун, слабоалкогольный напиток, но его заменили водкой, оставив применяемое ранее количество. Это необходимо учитывать сегодня в практике шаманизма.

Виктор Мантыков, директор Боханского филиала БГУ, внес свое предложение:
– Хотелось бы обратиться к представителям шаманских организаций: надо ввести ограничение при использовании алкоголя, и шаманы в этом вопросе должны выступить духовными лидерами.

Более категоричным был Виталий Барбаев, руководитель аппарата администрации МО «Эхирит-Булагатский район»:
– Наши шаманы, претендующие на роль духовных лидеров, должны взять на себя ответственность и остановить потребление алкоголя на религиозных обрядах. В противном случае мы стоим на пороге культурного распада и деградации этноса, как такового.

А директор Центра коренных народов Прибайкалья Александр Маглеев вспомнил историю:
– Эту деликатную проблему решить наскоком невозможно. Еще 50 лет назад в нукутской газете была опубликована статья Сахидакова «Архидашан - пережиток прошлого» о традиции угощать уважаемого гостя в разных домах. Полдеревни «благодаря» таким застольям было выбито из колеи. И сегодня на этой же земле мы обсуждаем ту же проблему.

Председатель общественной организации шаманов «Сахилгаан» Леонид Батанов согласен с доводами, готов решить проблему на своем уровне:
– Будем коллегиально решать этот вопрос. Надо организовывать менее масштабные обряды, чтобы исключить большое скопление народа. А также переходить на тарасун.

Его мнение поддержала директор центра по изучению шаманизма при Боханском филиале БГУ Надежда Цыпылова.
Александра Будахаева рассказала о том, что в Якутии и других районах Иркутской области, где проповедуется шаманизм, при обрядах вообще используется молоко.

Встал на круглом столе и вопрос о состояния священных мест – барисанов.
– На губернаторском совете поддержали проект – барисаны должны быть обустроены. Можно разместить плакаты с разъяснениями, как вести себя в священном месте, – предложила Светлана Коновалова.

Захламленность барисанов – еще одна проблема, которая тормозит развитие этнотуризма в округе.
Светлана Буентуева, заместитель председателя организации «Сахилгаан», отметила, что все эти вопросы будируются организацией, предпринимаются шаги к их решению.

На съездах шаманских организаций эта тема является одной из главных. Хочется надеяться, что с открытием шаманского центра, которое запланировано на конец мая 2014 года, наступит новая эра в развитии шаманизма. Трезвая.

 

Вернуться назад

Областная

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024