главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

30 ноября 2015


  Мир шамана глазами шамана

Еще недавно даже для жителей республики Тува шаманы являли собой фигуры экзотические. Теперь привыкли и к ним. Но вот что любопытно: все попытки прозондировать среднестатистического гражданина на знание этой «профессии» сводятся практически к ответу в примитивной формулировке: изгоняет злых духов, чтобы помочь человеку в болезни или беде. А между тем, как и любая другая религия, шаманизм представляет собой своеобразный институт, в котором действуют свои философские нормы, регламентированы отношения между служителями культа, между ними и обращающимися к ним за помощью и т.д. Нам показалось, что читателю будет интересно заглянуть в этот мир, независимо от того, как он относится к религии вообще и к шаманизму и шаманам, в частности. Приоткрыть дверцу в него мы попросили, разумеется, шамана, вернее, шаманку, Любовь Чаш-оол.

Шаманизм — самая древняя форма религии. В наши дни шаманское мировоззрение переживает эпоху своего возрождения.

Шаманизм — самая древняя форма религии. В наши дни шаманское мировоззрение переживает эпоху своего возрождения. Интерес к шаманизму выплеснулся за пределы академических кругов, бурный всплеск интереса к нему наблюдается во всём мире, охватил многие европейские страны и Америку, и всё большее количество людей начало самостоятельное изучение шаманских практик, чтобы достичь изменённых состояний сознания.

Шаманские практики, ставшие сейчас столь популярными в мире, могут помочь людям восстановить баланс материального и духовного. В этом — их главная ценность. По своей духовной силе тувинские шаманы на одном из видных мест. Подтверждением этому служит тот факт, что ряд зарубежных исследователей, в частности, Мирча Элиаде, называют шаманизм Центральной Азии «настоящим, классическим».

Что такое шаманизм?
Это — сила, имеющая очень большую власть, полная возвышенных тайн и заключающая в себе глубочайшее знание секретных вещей. Тяжёл и опасен груз знания. Это — дар, способность ощущать духовный мир, которая оказывает к тому же и оздоравливающее воздействие на самого практикующего. Недаром тувинцы раньше пели «…знать бы все наперёд, быть бы прорицателем».

Желательно познать этот мир. У Раймонда Моуди эта мысль красной нитью проходит в его бестселлере «Жизнь после смерти»: все пациенты, пережившие клиническую смерть, осознают, что главное — это любовь и знания. Любовь подразумевается как сострадание ко всем живым существам, а знания — это не какой-либо интеллектуальный потенциал или овладение каким-либо мастерством, но сокровенные знания, помогающие правильно ориентироваться в духовном мире, потому как мир материальный не есть предел.

Какими качествами должен обладать тот, кто практикует? Философия оккультизма отвечает: придётся почувствовать всю ответственность, которую налагают запретные знания, пересмотреть уклад жизни.

Основа шаманской деятельности — содержание в сакральной чистоте своего мира, своего пространства. Настоящего шамана называют «чуве билир кижи» — «человек знающий». Человек знания — это тот, «кто добросовестно и с верой переносит тяготы обучения. Кто не спеша, но и не медля отправляется в полный опасностей путь, чтобы разгадать, насколько ему удастся, тайны знания и силы».

У человека знания есть четыре врага: страх, ясность, сила и старость.
Страх. Учение оказывается не таким, каким его ожидают увидеть. Каждый шаг таит в себе новые задачи и даётся все труднее, и страх, который человек начинает испытывать, никогда не рассеивается, а растёт безжалостно и неуклонно. Ужасный враг, коварный и безжалостный. Он таится за каждым поворотом, нанося удар внезапно и неумолимо.

И если человек, дрогнув перед его лицом, обратится в бегство, страх положит конец его поискам. И тогда он никогда не станет человеком знания.

Чтобы победить страх, нужно не сдаваться и не убегать. Человек должен одолеть свой страх. Несмотря на то, что его страх будет беспредельным, он не должен останавливаться. Это — главное правило. Эту цель достигают настоящие шаманы. И рано или поздно наступит такой день, когда страх отступит. Человек ощутит в себе уверенность. Его устремлённость закалится в борьбе с первым врагом и окрепнет. Человек побил своего первого и главного врага. Происходит это постепенно, но страх исчезает в один прекрасный миг.

Ясность. Кто научился преодолевать страх, свободен от него до конца жизни, потому что вместо страха приходит ясность, которая рассеивает его. Человек может делать открытия и совершать новые шаги в обучении, и всё становится предельно ясным. Человеку кажется, что для него больше не существует тайн. И именно ясность оказывается его вторым извечным врагом. Эта ясность, достигнутая столь большой ценой, рассеивает страх, но она же и ослепляет. Благодаря ей, человек никогда не сомневается в себе. Она даёт уверенность, что он ясно видит всё насквозь. Благодаря ясности человек обретает мужество и не останавливается ни перед чем. Но здесь есть подвох, заблуждение: если человек поверит в своё мнимое могущество, второй враг одержит над ним победу.

Человек будет топтаться на месте в своём обучении, бросаться вперёд, когда надо выждать, и бездействовать, когда нельзя медлить. Ему кажется, что путь знания пройден до конца, и он застрянет на этом пути, пока не лишится всех сил и потеряет возможность достичь нового знания. Но ясность, которая далась ему такой дорогой ценой, никогда не сменится обратно тьмой и страхом. Всё будет для него ясным, только он уже не будет стремиться к новому знанию. Нужно не поддаваться ослеплению ясностью и пользоваться ею только для того, чтобы «видеть», и продолжать тщательно взвешивать всё перед каждым шагом. Надо помнить, что эта ясность — в сущности иллюзия. И однажды человек увидит, что его так называемая ясность была всего лишь миражом, гипнотизирующим ориентиром. Только так он одолеет своего второго врага и достигнет такого положения, в котором уже ничто не сможет навредить ему. Это не будет уже заблуждением. Человек станет по-настоящему могущественным.

Сила. И тогда он поймет, что сила, за которой он так долго гонялся, наконец в его власти. Он сможет делать с ней всё, что захочет. Его союзник подчиняется ему, его желание — закон. Он видит сущность всего вокруг. И, сам того не замечая, оказывается перед третьим врагом — силой. Это — наиболее коварный враг, и сдаться ему проще всего: ведь, в конце концов, обладатель силы действительно непобедим. Он — хозяин любого положения, который вначале идёт на обдуманный риск и затем устанавливает свой закон — закон Хозяина. В этот момент человек редко замечает, что его третий враг уже победил его. Сила сделала из него жестокого человека, раба собственных прихотей.

Каким образом можно победить третьего врага? Человек должен умышленно не поддаваться своей силе. Он должен осознать, что якобы покорённая им сила в действительности ему не принадлежит и никогда не будет принадлежать, и научиться владеть собой, бескорыстно пользуясь завоёванным знанием и не идя на поводу у собственных желаний.

Если человек способен увидеть, что без владения собой, без сдержанности ясность и сила хуже иллюзий, тогда он достигнет такого положения, когда всё будет в его власти, и узнает, как использовать полученную силу.

Таким образом он победит третьего врага и подойдет к концу в своём обучении, и тут его встретит последний враг: старость, самый безжалостный враг. Его нельзя победить окончательно, можно лишь отогнать на время. Это — пора, когда человек победил страх и избавился от безудержной ослепляющей ясности, пора, когда вся его сила в его распоряжении, но это также время, когда им овладевает неодолимое желание отдохнуть, забыться. Если человек поддастся этому желанию, если он позволит своей усталости усыпить себя, то проиграет последнюю битву, и четвёртый враг поразит его, превратив в ничтожного старика. Желание отступить возьмёт верх над его ясностью, силой и знанием. Но если человек стряхнет с плеч усталость и проживёт свою судьбу до конца, тогда его можно будет назвать человеком знания, пускай лишь на тот краткий миг, когда он сможет отогнать последнего, непобедимого врага.

Этот миг ясности, силы и знания стоит всех усилий…

Шаманский дар безграничен во Вселенной, не имеет ни времени, ни степеней, признаётся вечным, а его носители составляют лишь временные звенья (на одну человеческую жизнь) в бесконечности существования, поэтому одним из факторов дара человека имеет место быть наличие предков — шаманов. О таком шамане говорят «потомственный» — «ызыгуурлуг» (торумелинден).

В шаманской деятельности «салым чаяан» — дар — занимает основное место. Про человека, занимающегося шаманской практикой, не имея дара, говорят «чеди бергени коргеш, хамнаар» — «преодолеет семь препятствий прежде, чем станет шаманом». А к избранным духи приходят сами, не подчиняясь ничьей воле.

Если у человека есть дар, его следует «открывать», так как неиспользованный дар может стать причиной больших препятствий в жизни, потому как человек, не исполнивший своего предназначения, будет нездоров, несчастлив. В древних сутрах об этом говорится: «… На сильных, сведущих в тайных знаниях Учителей возлагается эта ответственность — открывать дар, и для таких Наставников создаются соответствующие условия».

Практикующий шаман обязательно должен быть посвящен. Потому что это — не игры и не забава, а тайные, потому опасные знания.

В обыденной жизни, поступая куда-то на службу, мы ведь начинаем свою деятельность с того, что сначала пишем заявление, т.е. заявляем о себе. Точно также мы заявляем о себе своим посвящением — «рождаемся» в духовном мире. В индуистской традиции есть даже термин «дваждырожденный». Поэтому получивший посвящение как бы имеет разрешение на шаманскую практику.

Если человек начинает практиковать без посвящения, то, как говорят мудрые, с жизненным опытом, наставники, у практикующего «коданы карарыыр» — букв. «подворье опустеет», «род прервётся», будет все несчастья и болезни обратившихся переносить на себя и своих близких…

Становление шамана, открытие дара — для каждого индивидуально и неповторимо, «на свет одного костра каждый может прийти своей тропой».

Человек, практикующий шаманизм, может создавать семью, но мать совершенства — одиночество, так как его сексуальная энергия сублимируется (переходит) в психическую энергию. Для духовного человека должны быть ограничения в еде, сне, сексе. Недаром тувинцы про могущественных шаманов говорили «… у него не было детей». Ничто не должно отвлекать шамана от избранного дела.

Кого же называют настоящим шаманом?

Настоящий шаман должен иметь природный дар, пройти обряд посвящения и длительную подготовку под контролем Наставника, достичь мастерства в достижении экстаза, знать как свои пять пальцев шаманские практики, мифы и тайный язык шаманов, ощущать себя мостом между мирами.

Есть три пути, чтобы стать шаманом: передача традиции по наследству; выбор человека внешними силами (должен «почувствовать зов», «быть избранным»); собственный выбор человека и длительные поиски знаний.

Вершин оккультных знаний достигают немногие, так как эти знания — беспредельны. При желании стать настоящим шаманом, на это должна быть направлена вся жизнь человека.

Дар может «открыться» в любом возрасте и в любой ситуации: в младенческом, молодом, зрелом возрасте, в большей или меньшей степени. Но детям, имеющим дар, заниматься практикой нежелательно, так как они не имеют жизненного опыта, достаточной мудрости.

Практиковать в зрелом возрасте рекомендует сама жизнь: человек набрался жизненного опыта, самоусовершенствовался, духовно созрел. А когда человек стар, его может одолеть четвёртый враг, уходят жизненные силы, уходит могущество, изменяется разум, но именно в старости человек приходит под защиту веры.

Интуитивных, проницательных людей у нас немало. Недаром про тувинцев говорят « они — с шаманскими корнями». Разгадка — в месте, где мы живем, особенно в наших высоких горах. С древних времен горные вершины считались обиталищем богов. Вершины, на которых лежали вечные снега, вызывали благоговение.

На вершине горы шаман испытывает особое состояние духа — состояние просветления (состояние знания, знание Истины, расширение сознания, состояние, в котором мозг входит в связь с Богом). Благословение гор — чувство, что человек отрывается от земли (лёгкая невесомость). Такое же чувство появляется в святых местах, в намоленных монастырях, церквях, дацанах.

Неоднократно бывая в Монгун-Тайге, заметила закономерность: там очень много людей «коор», т.е. с высокой степенью визуализации, что является признаком психической силы. Но если такой человек начинает выпивать, пространственный огонь (психическая сила) очень быстро сжигается алкоголем, поэтому там немало и людей «не в себе»…

Как говорилось выше, природа даёт человеку дар в большей или меньшей степени. Простой пример: все мы имеем голос, но не все мы певцы. Иметь певческий голос — это тоже дар. И любой дар нужно развивать постепенно. Есть такое китайское изречение: «По лестнице, ведущей в Небо, нельзя перепрыгивать через ступени». Поспешать нужно медленно, так как жизнь человеческая коротка.

В начале вашими самыми верными помощниками станут книги. Потому что, сколь бы ни был ваш наставник «знающим», всему обучить вас он не в силах. Его задача — направить вас, пробудить мысль, как говорят, «поставить на дорогу — а дальше топай». «Когда ученик готов, Учитель не замедлит» — и это тоже закон мироздания. В его основе — понятие о Наставнике, которое почти во всех религиях перекликается: принимай своего Учителя, как представителя Бога; признай достоинства Наставника и никогда не признавай пороков; указ Учителя — закон, и т. д.

Есть и требования к ученику. Первое, что должно быть изгнано учеником из сознания — отрицание. Это качество приравнивалось к невежеству, и человек с таким сознанием не мог быть учеником. Беспристрастного, рассудительного, старательного слушателя называют «сосудом». «Сосуд» не должен иметь трёх изъянов:

не должен быть перевёрнутым: в такой сосуд не влить содержимого (Учение не воспринимается);
не должен быть разбитым: то, что вливается, вытекает (Учение сразу же забывается);
не должен быть грязным: то, что вливается, оскверняется (Учение искажается).
в его окружении должны быть люди, превосходящие его качествами, так как «опираясь на низших, портятся люди, опираясь на равных — пребывают в застое, опираясь на высших — достигают величья. Потому на того опирайся, кто выше».
Мы, ученики С. И. Канчыыр-оола, получали Учение от многих духовных лиц. И пришли к выводу, что полно, внятно, мудро и со знанием преподносит Учение именно Сайлык-оол Иванович. Это говорит о глубоком знании им предмета, так как слабо знающие люди убивают мысль многословием или не могут выразить ее из-за бедности лексического запаса.

Настоящие шаманы трудно уживаются в одной общине, так как психические силы находятся в антагонизме, особенно, если занимаются одной деятельностью. Чтобы было согласие, практика должна быть дифференцированна: кто-то проводит обряды очищения, кто-то лечит, кто-то гадает на камушках «хуваанак и т. д.

Если в общине согласие, то коллективные моления могущественны. Этот приём часто используют бурятские шаманы, когда наступают трудные времена, случаются катастрофы с большими потерями, эпидемии.

Так как у шамана больший потенциал, чем у обычного человека, он может воздействовать на здоровье страждущего, проявляя целительские способности. Но здоровье человека — не экспериментальная площадка. Поэтому, чтобы заниматься целительством, нужно иметь специальную подготовку даже дипломированным врачам, лицензию на целительскую практику. Иначе придётся отвечать и по закону. Лицензию на целительскую практику можно получить в биофизической лаборатории г. Новосибирска, в институте рефлексотерапии в Москве и т. д.

Шаману, оказавшему помощь, делают подношение — «оргул», которое не должно быть фиксированным: кто сколько может, столько и подносит. Но важно знать, что подношение делается «пока не высох пот шамана» — «хамнын дери кургаваанда», т. е. сразу и так, чтобы его не обидеть.

Как определить человека, имеющего дар? Проницательных, интуитивных, имеющих дар — немало. Их можно определить по внешним признакам: такой человек задумчив, любит уединяться, видит вещие сны, иногда подвержен припадкам, имеет богатое воображение, говорит вещи, трудно поддающиеся логике, имеет странности, имеет на теле отметки: необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы и т. д. Имеет значение время рождения человека, в каких условия он родился, его возраст. Лучшие возраст — 42–49 лет. Это самый результативный период для занятий тайными знаниями.

Есть и другие признаки: необычные родинки в виде созвездий или геометрических фигур на теле, цвет глаз и ободок вокруг зрачков, изгибы на лбу в виде «пламени» или «третьего глаза», расположенного поперёк лба; необычная форма носа, обострённое обоняние; стрельчатые брови; «магическая» шишка на затылке. В снах человек, имеющий дар, часто видит божеств, тигров, слонов.

Открытию дара способствуют и определенные профессии. Это профессии врача, так как врач стоит меж двумя мирами, учителя — умеет добывать знания, законника — стоит на страже справедливости, земледельца — получает силу от земли, астролога, кузнеца — работает с огнем, очищается силой огня, певца. Все эти семь профессий считаются священными, сакральными. А если человек имеет две из них и больше, то это определённо непростой, необычный индивид.

Для того, кто знает все эти признаки, нетрудно выявить обладателя дара, которому невозможно обучить, но можно развить, раскрыть его психический потенциал.

О шаманизме и шаманах можно рассказывать долго. Все эти тайны заключены в оккультных знаниях. Если есть желание заниматься тайными знаниями, нужно уяснить вот что: в Учении сказано: «Лучше не начинать, но если уже начали, лучше закончить». Поэтому вам лучше не вступать на духовный Путь, если вы не чувствуете, что должны это сделать.

А если сделали единственный шаг в этом направлении, вы уже действительно вступили на него и не можете теперь отступить. Духовный Путь — не забава, и лучше не начинать его. Если вы должны начать, тогда идите до конца, потому что, если вы начнёте движение по Пути, а потом покинете его, неоконченное дело станет все время преследовать вас.

 

Вернуться назад

Любовь ЧАШ-ООЛ, шаман, астролог

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024