главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

30 сентября 2017


  Шаманская конъюнктура

Тыва, российская автономная республика, расположена на юге Сибири. В этот неизведанный край всегда ехали люди, увлеченные разного рода духовными практиками, чтобы найти себе духовных учителей. Этот спрос на духовное очень помог тувинцам вернуть значимость своей первоначальной вере — шаманизму. Возник своеобразный симбиоз: тувинцы открывают свою значимость благодаря интересу, который проявляет к ним мир, а «цивилизованные» пришельцы находят свои корни с помощью культуры, которая не оторвалась от лона природы и продолжает в нем существовать.

Шаманское лечение сопровождается пением шаманских песен, так называемых алгъышей.

Под влиянием сильнейшего
На историю тувинцев всегда влияли тюркские и монгольские племена (пастухов лошадей, яков и верблюдов), а также других племен, например представителей племени коми и ненцев, которые смешались с тюркским населением на севере страны (оленеводы).
Язык тувинцев (или также сойонов) относится к тюркской ветке алтайской языковой семьи. Их самостоятельная республика возникла после 1921 года, когда в Монголии произошла так называемая народная революция. В 1944 году эта республика стала частью Советского Союза.
После распада СССР в Туве начали активно появляться самые разные религиозные организации и центры (шаманские, ламаистические и др).

Переселение в города
В начале 90-х годов в Кызыле появились шаманские центры, а это означало, что практикующие шаманы стали перебираться из своих удаленных уголков в столицу.
«Я решила переехать в Кызыл. Это единственная возможность заработать. У меня маленькие внуки, и я не хочу, чтобы они остались неграмотными. А школа стоит денег», — ответила одна шаманка, у которой корреспондент спросила, почему она не захотела оставаться в своих родных местах в Мойгун-Тайге, где была бы намного ближе к природе. Причина, которая заставила шаманов покинуть тайгу и степи, одна — безработица, а значит, отсутствие экономических источников для семей, проживающих в отдаленных деревнях и селах.

Современным условием для того, чтобы человек стал шаманом, является доказательство его происхождения, то есть нужно знать своих шаманских предков. С этим также связано так называемое шаманское происхождение: небесное, земное, водное. От этого зависит, с какими духами шаман работает. Если адепт ищет себе учителя, то большую роль при его принятии играет пульс. Также у шамана для «шаманского ремесла» должны быть определенные физические качества.

«Однажды по кызыльскому телевидению я увидела рекламу школы шаманов. Я сразу же туда отправилась», — вспоминала в 2003 году 40-летняя женщина, которая к тому времени занималась шаманством уже третий год.

«Желающих были десятки. И это понятно: Советский Союз распался и безработица зашкаливала. Кроме того, рекламу показали по телевидению, которое смотрят многие. Из десятков желающих выбрали 19 человек. Отбор был строгий, но мне повезло. Я поступила в школу шаманизма первого мая 2000 года. В те времена в столице Тывы Кызыле открывались шаманские центры. Первый назывался „Хаттыг-Тайга" („Ветряная тайга"), и его создателем был как раз мой учитель».

Шаманские центры начали привлекать россиян. В Республику Тыву стали приезжать самые разные терапевты и врачи, чтобы ознакомиться с древними методами лечения. Некоторые в них сомневались, а другие, наоборот, в них верили.

Симпозиумы шаманов
Основателем шаманских центров является, в первую очередь, литератор, историк и этнограф Кенин Монгуш Лопсан, который до сих пор пользуется очень большим влиянием, хотя ему уже более 80 лет. В кызыльском музее у него есть отдельный кабинет, на дверях которого написано «Живое тувинское богатство». Тыва выделилась из всех сибирских республик и национальных общин, став настоящим оплотом сибирского шаманизма. Это подтверждают два международных симпозиума шаманов и шаманологов, состоявшиеся в республике в 1998 и 2003 годах. Благодаря своей шаманской пионерской деятельности Кенин Монгуш Лопсан почетным членом Нью-Йоркской академии наук.

Что входит в компетенцию шаманов? Были возрождены лечебные ритуалы, производство фигурок-талисманов, предсказания по 41 камешку, освящение деревьев и источников, а также многие другие методы. Шаманское лечение сопровождается пением шаманских песен, так называемых алгъышей.

После продолжительного пребывания в Тыве и встреч с шаманами любого исследователя и путешественника посетит, конечно, вопрос, кто здесь настоящий шаман, а кто занялся этим древним ремеслом только ради наживы и из хитрости. Это очень сложный вопрос на который люди всегда будут искать ответ. Тем не менее для малых народов России возрождение культурного богатства Тывы имеет огромное значение, как символ обретения корней.

 

Вернуться назад

«ИноСМИ.RU»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024