главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

23 октября 2017


  Шаманский сетевой маркетинг

На сегодняшний день в религиозном центре «Тэнгэри» насчитывается 89 шаманов и около 18 тысяч прихожан Но назвать точное количество шаманов в целом по республике не возьмется никто. По словам главы «Тэнгэри», в Бурятии все больше появляется псевдошаманов, которых привлекают к «бизнесу» нечистоплотные на руку люди.

Любая религия в нашем мире говорит о том, что все религиозные обряды делаются путем благотворительности, – сетует верховный шаман религиозного центра «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев

Это очень похоже на механизм вовлечения людей в сетевой маркетинг. Некие предприимчивые персоны предлагают безработным или потерявшимся в жизни людям «выгодное» предложение – стать шаманом и зарабатывать на чьих-то бедах немалые деньги. 

– Это наша боль. В последнее время шаманизм стал разменной монетой, как, скажем, сетевой маркетинг. Появляются люди, которые обогащаются с помощью «тарификации» обрядовых действий. Хотя любая религия в нашем мире говорит о том, что все религиозные обряды делаются путем благотворительности, – сетует верховный шаман религиозного центра «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев. 

Более того, во всем шаманском мире есть общее правило: при посвящении в служители нужно дать клятву, что они никогда не будут ставить своей целью обогащение. Подношения – свою благодарность шаману – люди могут делать по доброй воле. И размер этого подаяния устанавливать запрещено. 

В Бурятии эти традиции нарушаются все чаще. Зачастую людьми манипулируют незаметно для них. Ведь далеко не все вступают на этот путь по своей воле. 

– Человеку начинают внушать, что у него явно есть способности, дар шамана. Придумывают «доказательства» этому. Происходит обдуривание людей. Подвести человека к тому, что он избранный, можно с помощью нехитрых манипуляций, лестных слов, внушения, – считают шаманы «Тэнгэри». 

Как результат, новоявленные «шаманы» надевают на себя специальное одеяние, покупают атрибуты и начинают прием граждан. При этом часть от своих доходов они отдают своим «покровителям», которые якобы открыли в них дар и помогли им материально на начальной стадии «становления». 

– По этой причине у нас появилось очень много шаманов. Многие из них не то чтобы жулики, а просто их ввели в заблуждение. Они приходят к нам в центр со своими историями. Кто-то попал на миллион, кто-то продал свою квартиру, все имущество. Люди спрашивают нас, что им теперь делать. Приходится объяснять, что у нас за религия, как приходят к тому, чтобы стать шаманом, как нужно молиться и прочее, – рассказывает глава религиозного центра. 

Удивительно, но многие из новоявленных «шаманов» ничего не слышали об избранничестве, шаманских метках. Или, к примеру, о шаманской болезни, которая преследует каждого из избранных, перед тем как он ступит на стезю священнослужителя. 

– После таких бесед человек сам приходит к выводу и начинает думать о том, кто он на самом деле. Однако если бы ему просто сказали: «Ты не шаман», то он, конечно, не поверил бы. Поэтому мы предоставляем им возможность дойти до истины своим умом, – говорят в «Тэнгэри». 

Именно среди псевдошаманов распространены так называемые обряды «на порчу», «на смерть». И это еще одно нарушение древнейших традиций. 

– Шаман не может навредить. Жаль, что еще с советского времени остались такие выражения, как «подшаманить», что означало схитрить, обмануть. Или понятие черного и белого шамана, что ассоциировали с шаманами «злыми» и «добрыми», – говорит Баир Цырендоржиев. 

По словам Баира Жамбаловича, на самом деле понятия «черный» или «белый» шаман имели свои, глубинные, значения, которые не имеют ничего общего с вышеозвученными понятиями. Так, дар шаманства, переданный по отцовской линии, назывался белым. А дар со стороны матери – черным.

 

Вернуться назад

Ольга Лазарева
«Номер один»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024