главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

29 ноября 2017


  Шаманка Людмила Оюн о шаманском бубне

К бубну нельзя относиться как к экзотическому предмету, вещи. В нем заложено мировое древо, он имеет округлую форму, форму Земли. Сам бубен (дунгур) символизирует женское начало, инь, а колотушка (орба) – мужское, ян.

К бубну нельзя относиться как к экзотическому предмету, вещи.

Бубен подразделяется на три части. Верхнюю часть бубна относят к верхнему миру, среднюю – к среднему, нижнюю – к нижнему миру. На середине бубна находится рукоятка, туда привязывают разноцветные ленточки – чалама, мешочки с табаком или зерном, разные колокольчики больших и маленьких размеров. Эти колокольчики, бубенцы, отпугивают злых духов и служат своего рода защитой для самого шамана. Бубенцы используют многие шаманы.

На бубне у некоторых шаманов подвешены стрелы или фигурки животных, также на рукоятке бывает изображение лица человека. Это как бы дух шамана. Шаманы кормят своего идола, обычно намазывают рот топленым маслом, часто обкуривают можжевельником. Бубен – сильный шаманский атрибут. Это синхронизация с миром, природой, пространством. Определенным образом, бубен создает гармонизацию человека, его душевное равновесие, успокаивает нервную систему, открывает белую дорогу, удачу, дает здоровье, снимает проблему.

Когда шаман бьет по бубну, его сильный удар положительно воздействует на человека или на животное. Сам процесс камлания может длиться долго или непродолжительное время, по-разному. Шаман сам знает, когда ему закончить камлание, если чувствует, видит, что все завершено благополучно. Как-то в г. Амстердаме одна женщина заплатила за 1 час работы шамана. Когда вся шаманская работа благополучно завершилась и составила меньше часа, она выразила недовольство. Работа шамана зависит не от него самого, а от влияния духов – помощников, зависит от внутреннего настроя и внутренней мобилизации энергии шамана или энергетического потока, приходящего к нему.

Шаманы, бывало, камлали и до трех суток, и днем и ночью. Движение шамана диктует бубен: где-то он танцует, прыгает, где-то присел, где-то остановился. В какой-то момент, положив бубен, шаман может закурить свою трубку. Шаман слушает свой бубен, его звуки, ритм, вибрацию. Тело его подчиняется бубну. Если он купил бубен в магазине, то настраивает под себя, оживляет его. Бубен – живое существо. Часто шаманы делают бубны сами, причем размеры их разные. Среди тувинских шаманов сложена определенная культура, правила: не трогать чужой бубен, не стучать и не бить в него, поскольку у каждого шамана свой наработанный опыт, своя наследственная передача, вот почему нельзя прикасаться к бубну без разрешения самого хозяина.

В республике Тыва при больших праздниках, шаманских симпозиумах, при встрече Шагаа – Нового года по лунному календарю – собирается много шаманов. И старые, и молодые, и титулованные, независимо от ранга и происхождения, все они дружно и активно участвуют в общих мероприятиях.

 

Вернуться назад

Людмила Оюн
шаманка общества «Адыг-Ээрен» («Дух Медведя»)

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2017

Rambler's Top100