главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

8 декабря 2017


  Ритуал почитания овоо занесен в Список наследия ЮНЕСКО

Овоо или обо – культовые места в религиозной практике монголов, а также бурят, тувинцев и некоторых других тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Обычно это рукотворные холмы из насыпанных камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Места, где возводятся обо, считаются местами силы, с которыми связаны разного рода духи и природные стихии. Именно поэтому они располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у озер, на берегах рек.
Считается, что обо влияет на погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие и другие области жизни человека и народа в целом.

Ритуал почитания овоо занесен в Список наследия ЮНЕСКО

Исторически этот культ возник у ранних кочевников и связан с перемещениями в пространстве. В Монголии, да и в Центральной Азии вообще всегда было много пустынных, диких и труднодоступных мест, которые приходилось преодолевать путнику. В дороге его подстерегало множество опасностей, начиная от буйства стихий и кончая дикими животными. Перед тем как выступить в дальний путь, пилигрим бросал в определенном месте камень. У многих народов в этом регионе считается, что человек – дитя земли. Поэтому, бросая камень, он как бы отрывает часть своего тела и жертвует его духам, чтобы они по меньшей мере не трогали его, а лучше бы – помогли.
Согласно распространенным здесь мифам, мир имеет трехчастную структуру: мир небес, мир земной или человеческий - и мир подземный. Все три мира населены духами, в большинстве своем имеющими строптивый, вздорный, а часто и злобный характер. Особенно тяжелым нравом обладают подземные духи, именно поэтому земля почитается тут не только как утроба, родящая все живое, но и как защита от адских сфер.
Человеку непосвященному холм обо может показаться просто кучей мусора. На самом деле это, конечно, не так. Кроме уже упомянутых камней, тут можно увидеть бутылки с молочной или обычной водкой, куски материи, черепа домашних животных, а также сладости и деньги.

Бывает, что верующий проводит обряд самостоятельно, однако в важных случаях он, как правило, обращается за помощью к шаману.
Обычно человек, принося жертву духам, немного отпивает из бутылки сам, потом разбрызгивает водку в пространстве рядом с обо, а бутылку с остатками оставляет тут же.
Полоски ткани, которые жертвуются обо, тесно связаны со стихией ветра. Часто на них пишут просьбы и молитвы к духам предков и духам – покровителям места. Считается, что когда ткань полощется на ветру, просьба эта или молитва доносится до духов, они слышат ее и могут исполнить.

На холме обо часто можно увидеть черепа животных, это головы баранов или коней. Обычно их приносят в жертву в особенно важных случаях, таких, как рождение ребенка, крупная покупка или исцеление от тяжелых болезней.
Палки или костыли на холме обо – также знак того, что при помощи духов человек хотел или даже смог избавиться от болезней. Теперь они ему не нужны, и он оставляет их духам.
Любопытно, что ритуал, немного похожий на этот, существует в некоторых католических церквях в Италии, Испании, Польши. Католик, благодаря молитве Богоматери исцелившийся от болезни, в благодарность покупает в храме изображение больного органа и оставляет его тут же, как символ ее торжества и могущества.

В целом, культ обо – шаманский по происхождению. Однако с течением времени он вошел и в местные буддийские богослужения, стал их легитимной частью. А теперь его духовное значение признано и международным сообществом.

 

Вернуться назад

«Фергана»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024