главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

5 августа 2021


  Шаманы намерены заявить о себе

Российские шаманы намерены заявить о себе во всеуслышание и призывают власти признать их религию традиционной наряду с православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Чтобы обсудить проблему, «собеседники духов» соберутся на большом съезде в начале августа.

Российские шаманы намерены заявить о себе во всеуслышание и призывают власти признать их религию традиционной

Призвание и профессия
Народы Сибири с давних времен видели в шаманах посланников высших сил. Люди считали, что частые обмороки или эпилептические припадки у ребенка — свидетельство уникальности. А если он выжил после удара молнии, значит, точно не от мира сего. После обучения шаманскому искусству избранный становился самым важным членом общины, источником знаний и главным советчиком. Ведь, согласно поверьям, с ним говорили духи.

Звуки шаманских бубнов не умолкают и в XXI веке. Посредники между двумя мирами под пугающее горловое пение входят в транс, чтобы связаться с потусторонними силами. Причем многие небесплатно. Социальные сети полны объявлений: «Опытный шаман снимет порчу или исцелит от болезней».

В Туве пошли дальше. Там переговорщики с духами — официальная профессия. В трудовой книжке так и пишут: «шаман». Служители древних культов занимаются не только народной медициной: они освящают здания и автомобили, помогают раскрывать убийства, охраняют культурные объекты. Например, выступают против строительства лыжных баз на священных для них горных склонах. А в 2014-м настояли на возвращении из Новосибирска на Алтай археологического артефакта — мумии принцессы Укоки.

«Шаманы должны помогать людям в разных ситуациях: решить какие-то жизненные проблемы, исцелить от болезней. Они способны призвать счастье в жизнь и удачу во всех начинаниях», — объясняет верховный шаман России Кара-оол Допчун-оол.

По его словам, из-за пандемии шаманские услуги особенно востребованы. И уж кто, если не они, «проведет коллективный обряд защиты от духов болезни»

Три года назад, рассказывает он, шаманы наконец объединились и создали Единый совет. Тогда же заявили о грандиозных планах на будущее: стать «пятой религиозной силой» в стране.

«Мы соберемся на очередной съезд 6 августа в Кызыле. От имени всех шаманов хотим обратиться в Совет Федерации, комитет Госдумы по делам национальностей, в министерство юстиции, а также лично к президенту России. Мы просим придать шаманизму статус традиционной для России религии», — поделился планами Кара-оол Допчун-оол.

В России шаманизм исповедуют представители малых народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Бурятии и Иркутской области: буряты, эвенки, якуты и др. В общей сложности число последователей верования — около миллиона человек.

«В Бурятии 15% населения — чистые шаманисты. Хакасия активно набирает обороты. Шаманство развито среди жителей Тувы: тоже примерно 15%. Еще столько же ходят одновременно и к шаманам, и в дацан. Это особенность религиозного сознания», — рассказал шаман Николай Качуров, член тувинской религиозной организации «Великий Медведь» (входит в Единый совет шаманов России).

Деятельность религиозных организаций в России регулирует Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1997 года. В преамбуле говорится, что Российская Федерация признает четыре традиционные конфессии. Культурообразующая религия — православие. Затем ислам, буддизм и иудаизм.

Религия или нет
Однако исследователи давно спорят о том, корректно ли вообще называть шаманизм религией. Неясно, что это — набор мистических практик, подобный распространенному в народе гаданию, или же полноценный культ с собственными божествами и структурой, как, например, буддизм.

«В шаманизме есть теоретическая и практическая составляющие — космология (картина мира в той или иной религии. — Прим. ред.) и различные магические практики. Соответственно, есть религиозное сознание и религиозная деятельность. Также религиозные отношения — общение шамана с духами. То есть три элемента, позволяющие назвать шаманизм религией, имеются. Но вот чего нет: организации», — поясняет профессор кафедры философии религии и религиоведения МГУ Владимир Винокуров.

По его мнению, объединение шаманов невозможно потому, что у каждого свои представления о потустороннем мире, собственные обряды. Нет строго прописанного в священных книгах вероучения. И тем более четко выстроенной структуры духовенства, как в католической или православной церквях.

Кроме того, обращает внимание религиовед, шаманизм сильно привязан к определенной местности. Поэтому у тувинских и якутских шаманов разные святыни.

«Только на той земле, где проживает община, находятся сакральные для шамана объекты — реки, горы, деревья. Это также сдерживающий фактор для их объединения», — уточняет Винокуров.

За ответом — к духам
Несмотря на горячие споры ученых, популярность шаманов в народе растет, и сегодня они вытесняют традиционных гадалок и прорицательниц.

«Образ последних общественное сознание нивелировало. Карты Таро и хрустальные магические шары — это уже не убедительно. Люди ищут что-то новое», — считает Екатерина Элбакян, доктор философских наук, эксперт центра религиоведческих и этнокультурных исследований и экспертизы ИГСУ РАНХиГС при президенте РФ.

Кроме того, отмечает она, некогда популярных в народе гадалок теперь чаще ассоциируют с аферистами. У шаманов же в силу новизны для жителей крупных городов такой репутации нет. Однако с увеличением спроса на их услуги конкуренция между служителями духов увеличивается.

«Сейчас пошла мода - взял бубен да стучи себе. Таких полно. Мы посвящаем этому всю жизнь, а тут появляется какой-то тип с криком: «Я шаман!», и все мои десять лет практики насмарку», — жалуется шаманка Оксана Ким.

Поэтому шаманы и добиваются признания на государственном уровне: чтобы очистить ряды от мошенников. Правда, как определить, кто имеет право бить в бубен, а кто нет, неизвестно.

Отметим, в Бурятии шаманизм официально признан традиционной религией. Представители республики в 2018 году принимали участие в съезде шаманов, который проходил в Туве, создав Единый совет шаманов России и избрав верховного шамана РФ. И это была не первая попытка придать шаманскому движению организованный характер. Еще в 2009 году прошли сетевые «Первые народные выборы верховного шамана России», где были представлены 188 кандидатов.

Однако многие представители древнейшего на Земле религиозного культа сомневаются в легитимности принятых тогда решений и в необходимости избрания каких-либо руководящих органов шаманизма, включая верховного шамана.

К слову, в Бурятии шаманизм прекрасно развивается без общефедеральных «надстроек». В Улан-Удэ, как известно, построен первый в России шаманский храм «Тэнгэриин Ордон». Однако желание шаманов добиться официального признания своего культа в целом в стране возникло не вчера. И, судя по всему, никуда не делось. А как оно будет далее, поживем-увидим.

 

Вернуться назад

«Номер один»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024