главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2018


  Очищение кровью: В гостях у шаманки Бифатимы

Истинный Дервиш, Последний Суфий, Чёрный Шаман — прозвища Бифатимы Даулетовой, родившейся в 1940 году в Туркестане (Южно-Казахстанская область). Она не умеет ни читать, ни писать. В 13 лет, как утверждает сама Бифатима, с ней стали разговаривать духи (аруахи). Тогда же они начали учить её лечить людей. В середине 1990-х Бифатима перебралась в посёлок Унгуртас Алматинской области и построила дом на месте, где, по её словам, в XVI–XVII веках стояла суфийская мечеть.

Истинный Дервиш, Последний Суфий, Чёрный Шаман — прозвища Бифатимы Даулетовой

«Жер-ана (Мать-Земля) — главный аруах (дух) — меня привела в Унгуртас. Во сне его увидела, и горы эти, и реку. Она, Жер-ана, во всём мне помогает», — говорит Бифатима.

По законам ислама языческие обряды нельзя смешивать с мусульманскими канонами — это тяжкий грех. Но Бифатима отвергает порицания: «Грех — делить людей. Я же их объединяю. Христиане, мусульмане, буддисты — все ко мне приезжают. Именами Аллаха и духов-исцелителей помогаю им». В сезон (поздняя весна, лето, ранняя осень) ежедневно она принимает 50–60 человек.

Обряды
Гора Айдарлы Айдахар-ата Айман Шолпан — гора Любви. Сюда Бифатима отправляет людей, ищущих спутника жизни. Нужно пройти пешком 10 километров от её дома до горы, встать на колени перед гранитной плитой и рассказать о своей проблеме.

Бифатима подготавливает лёгкие коровы, чтобы произвести очередной из своих актов исцеления. По её мнению, это самый сильный внутренний орган у животного, и он способен забирать хворь у нуждающегося. Она изо всех сил пять раз бьёт лёгкими пациента по пояснице. Эта точка — место скопления болезней человека, считает шаманка. В конце мясо отдается собакам — это также является частью ритуала.

Следующий этап — обливание водой из ручья, который протекает возле дома Бифатимы. Вода считается лечебной и очищающей от грехов прошлой жизни. Её набирают строго в том месте, на которое укажет сама хозяйка.

Цены и перечень необходимых принадлежностей для пациентов. Обязательная благодарность за излечение — 15 000 тенге (80 долларов). Скот, который режут для проведения ритуалов, и необходимый для исцеления инвентарь (в частности, ковёр для изгнания злых духов) покупаются у Бифатимы. Пол и количество голов скота, которое необходимо зарезать, устанавливаются также ею. Цена одного барана — около $150, быка — $1 000. Во время мусульманских праздников особо нуждающихся Бифатима принимает бесплатно.

Фестиваль
Бифатиму пригласили на открытие экологического фестиваля, организованного в окрестностях Алматинской области.
На этот фестиваль Бифатиму приглашают уже второй раз. Рассказывали про её ссору со знаменитым индийским йогом на первом фестивале: якобы он не отреагировал на тёплое приветствие Бифатимы, чем вызвал её гнев и упавшее на него дерево. Йог остался цел, но был так впечатлён, что сразу попросил прощения, и оно было ему дано.

После небольшой прогулки для Бифатимы поставили стол и стулья, и она начала принимать желающих излечиться. Наложение рук именно на детей она считает самым действенным методом: «Руками весь плохой дух забираю».

Удары по голове и шее — традиционные короткие сеансы лечения Бифатимы.

Один из основных ритуалов — обряд очищения кровью. В жертву приносят какой-нибудь скот: козу, барана, корову, иногда даже верблюда. Всё зависит от того, какого рода хворь необходимо одолеть.

Действо начинается с громкого медленного распевания, которым Бифатима вводит себя в лёгкий транс. Оно начинается так: «Кошкар-ата (дух, покровитель животных), Кошкар-ата, забери, забери боль, Жер-ана (Мать-Земля), Жер-ана, прости, прости грех».

Суть происходящего в том, что сначала нужно проползти на животе под брюхом животных, затем проделать обратный путь, лёжа на спине, после этого проползти цепочкой на животе, держа друг друга за ноги. По отдельности — сначала мужчины, потом женщины. Животное, по разумению Бифатимы, забирает на себя болезни человека, а земля завершает обновление.

Дальше люди спускаются в приготовленную для обряда яму. Сверху на их головы льют кров жервенного животного. Кровь должна пролиться на темя человека. Это символизирует новое рождение. Некоторые боялись, что им не достанется достаточно крови, и расталкивали остальных в попытках дотянуться до струйки и направить её себе на голову.

Несколько человек потеряли сознание прямо в яме, и их пришлось вытаскивать за руки.
«Заново рождён, заново рождён», — мужчину трясло от радостного возбуждения.

После нужно идти на реку, нырнуть с головой в воду, смыть с себя кровь и семь раз перевернуться по течению реки. Из реки нужно выходить ни в коем случае не оглядываясь — оглянувшись, возвращаешь себе старые болезни и грехи.

Увидев огонь, Бифатима быстро подошла, села на корточки, сложила руки в молитве и стала шептать: «Огонь, огонь, гори, но не разгорайся! Дай силу, но не убивай! Ты господин, огонь! Мир шатается, равновесия нет. А когда придёт — никто и не знает. Главное, открыто живи, главное, людей не убивай. Плохо будет — ко мне приезжай, очищу от грехов. Я знаю как», — произносит на прощание знахарка.

 

Вернуться назад

Санат Онгарбаев
BIRD IN FLIGHT

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024