главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2022


  По следам шамана Ивана Ивигина

История последнего тунгусского шамана из рода Чамба.​

Иван Иванович Ивигин — один из эвенкийских шаманов - родился в 1866 году в поселке Орловка Томской области. Он имел три имени — Дайя (повседневное имя, которое использовали в обиходе), Шорквул, по другим сведениям Майели (имя, которое упоминали при камлании) и Иван (имя, которое указывали в документах).

Иван Иванович Ивигин — один из эвенкийских шаманов - родился в 1866 году в поселке Орловка Томской области. Ивигины — эвенки, которые относятся к роду Чамба. Эвенки (до 1931 года представители этого народа назывались тунгусами) – представители тунгусо-маньчжурского населения Сибири на территории Томской области. Этот народ появился на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Тунгусы в переводе с якутского - «люди с замёрзшими губами», что означает «говорящие на непонятном языке». Кочевали эвенки по берегам Оби, Кети с их притоками, Васюгана, Парабели. Род Ивигиных входит в состав сымскокетских эвенков.

Основными традиционными занятиями эвенков являлись оленеводство, рыболовство и охота. В Томской области для эвенков в 1930-е годы создавались оленеводческие хозяйства. Фамилия Ивигин происходит от слова «хивига», что в переводе с эвенкийского означает: «пестрая певчая птичка, вьющая глиняное гнездо». Наш герой, как и все эвенки, имел три имени — Дайя (повседневное имя, которое использовали в обиходе), Шорквул, по другим сведениям Майели (имя, которое упоминали при камлании) и Иван (имя, которое указывали в документах). Иван с детства обладал способностью к ясновидению. Шаманский дар он унаследовал от матери Мори. Он лечил людей, к мальчику за советом обращались все родственники, когда собирались начать какое-либо дело. Поэтому когда он вырос — он был посвящен в шаманы. Кто же такие шаманы? Какова их роль в жизни эвенков?

Мироощущение эвенков, по утверждению ученых Ю. С. Замарева, В. С. Лузан, С. В. Метляева, Г. М. Василевич и других, связано с «учением о доме или жилище», согласно которому вся природа (реки, озёра, тайга и небо) для них – родное жилище. Это жилище населено не только людьми, но деревьями и травами, зверьми и птицами, и самое главное, - всевозможными духами, защищающими людей от жизненных и душевных невзгод. Эвенки считали, что вселенная состоит из трех миров: верхнего (угу буга), который населяют духи и божества, среднего (дулип бува), где живут люди, и нижнего (хэргу буга), там обитают души умерших предков. Верхний мир располагался там, где восходит солнце, нижний — где заходит.

Считалось, что верхний и нижний миры простым людям недоступны — в них могли попасть только шаманы, причем наиболее сильные. Шаманы во многом помогали людям. Они лечили от болезней, камлали с целью найти и вернуть потерянную душу больного. В эвенкийской культуре шаманы – уважаемые и почитаемые люди, именно они формировали сознание общества и нормы поведения.

Для того, чтобы стать шаманом, человек должен был иметь в роду шаманов, но этого было недостаточно, надо было быть избранным богиней Бугадой Энин – благодетельницей человеческого рода и покровительницей всех шаманов. Шаманы не делились на белых и черных, злых и добрых. Эвенкийские шаманы делились по происхождению. Были те, кто имел корни от неба и те, кто таких корней не имел.

Один из самых почитаемых эвенкийских шаманов, который жил в первой половине XX века – Иван Иванович Ивигин. Именно его костюм и атрибуты хранятся в Колпашевском краеведческом музее.
Уже к сорока годам Иван Ивигин имел репутацию сильного родового шамана и проводил камлания в большом шаманском чуме – дюкане.

«Атмосфера в чуме была доброжелательная, тишина необыкновенная. Перед началом дядя сидел, курил трубку и рассказывал, что он увидел... Мы, дети, наблюдали за поведением дяди, как постепенно он преображался, когда входил в экстаз. Глаза закрывал, губы что-то шептали, а потом шаман прикрывал лицо платком, начинал сидя, медленно раскачиваться и петь. Все вторили и мы, дети, тоже».

У каждого шамана за всю жизнь должно быть семь бубнов. Считалось, когда шаман уже изготовил седьмой бубен, он достиг наивысшей шаманской силы . Как рассказывал племянник Ивигина Владимир, в 1925 году у Ивана был уже шестой бубен.

Однако антирелигиозная политика государства становилась всё сильнее и сильнее, была выпущена брошюра, автором которой был этнограф И. М. Суслов, под названием «Боритесь против шаманов». Иван Иванович стал заниматься повседневными занятиями, старался не рассказывать о своих способностях и так и не успел изготовить свой седьмой бубен.

Личная жизнь Ивана Ивановича не сложилась. Его жена умерла, когда началось гонение на шаманов, погибли два сына: Денис и Михаил, 1910 и 1915 года рождения. В январе 1936 года трагически погиб Денис. Комсомолец, бригадир, охотник, его невеста Агафья Николаевна Лихачева. Молодожены хотели отметить свадьбу по-новому. Но родственники невесты требовали по старому эвенкийскому обычаю - заплатить калым оленями. Инициатором убийства Дениса был брат невесты Сергей Николаевич Лихачев. Второй сын

Михаил Иванович в 1941 году в сентябре был призван в армию и ранен в 1942 г. Позже его снова взяли в армию. Он попал на Ленинградский фронт, в 1944 году вновь был ранен, 22 апреля 1944 года скончался в Томском военном госпитале.

В 1944 году Иван Иванович переехал в Максимкин Яр и работал оленьим пастухом на производственно-охотничьей станции, в 1952 году он вернулся в Орловку.

Шаман жил обычной жизнью, но иногда доставал свой бубен, люди обращались к нему за помощью, и он никогда не отказывал. Его племянница

Тамара вспоминала: «Жизнь нашего дяди ничем не отличалась от других сельчан. Помню, он лечил нас травами от простуды. Может, что-то и шептал над ними, но никому не показывал. Советская власть не поддерживала шаманизм, поэтому тогда он лечил только родственников».

Иван Ивигин умер в больнице поселка Белый Яр осенью 1959 года.

После его смерти племянник Владимир построил лабаз в лесу и сложил туда все атрибуты шамана. Лабазом у эвенков называется хозяйственная постройка для хранения вещей и продуктов. Существовали и священные лабазы, в них хранились предметы культа. Через четыре года после смерти шамана племянник Владимир сдал наследство своего дяди в Колпашевский краеведческий музей в связи с тем, что в ходе планового освоения лесных угодий Приобья исторические лабазы часто уничтожались рабочими.

Старший научный сотрудник Колпашевского музея Ольга Михайловна Титова предоставила нам документы о передаче костюма в музей. Из счёта от 02.03.1965 года, мне удалось узнать, что и за какую цену предоставил Владимир Александрович Ивигин директору музея:

1. Бубен – 1 шт., ударные щётки для бубна – 2 шт., чехол для бубна – 1 шт. – 30р.

2. Головные уборы – 4 шт., хранитель для головного убора – 1 шт. – 5р.

3. Изображение богов-покровителей, животные из металла и бисерные украшения – 80р.

4. Потакуй (эвенкийская переметная сума) для хранения религиозных предметов – 1шт. – 5р.

5. Подвески для одежды из металла с изображениями зверей, лука, топора – 8 шт. – 5р.

6. Набор одежды шамана 10 шт. – 35р.

Благодаря экспозиции музея и литературе нам удалось узнать о том, как устроен эвенкийский шаманский костюм и почему в акте о передаче предметов так много вещей. Шаманы действительно были частью природы. Это отразилось костюме, каждый элемент которого связан с животным и растительным миром. Костюм состоит из нагрудника, кафтана, тканевого и металлического головного убора, рукавиц. На рукавах кафтана - металлические пластины, обозначающие плечевые и локтевые кости, а вертикальная линия с отходящими лучами в центре нагрудника — это позвоночник с ребрами. Мех в костюме – олений, дополнен соболиными, беличьими шкурками. Таким образом, каждый элемент костюма обращен к животному миру. Важнейшие атрибуты шамана - бубен и колотушка. Шаманский бубен — это кожаный овальный или круглый обод, для его изготовления выбирали особую древесину. Во время обряда бубен мог превращаться в оленя и убегать в верхний мир, мог в рыбу и отправиться в нижний.

p.s. В роду Чамба существует семейное предание о том, как их дядя — последний шаман рода Чамба ездил в Ленинград принимать участие в съемках и даже камлал на Марсовом поле.
В 1930 году Иван Иванович Ивигин действительно приезжал в Ленинград на съёмки фильма «Мститель».
Замысел фильма «Мститель» появился в 1928 году. В основу нового фильма легла старинная тунгусская легенда о Шектауле, рассказывающая о классовой борьбе между русскими и эвенками. В феврале 1930 года была утверждена исходная версия сценария. Снимать эту картину необходимо было на месте. Съемочная группа до места съемок проехала в общей сложности 3500 километров. В самую гущу тайги до отдаленной от цивилизации фактории Монокон-Балагон на реке Чирамбо (Сым), притоке Енисея, они добирались на оленях. В результате было заснято много необычного и очень интересного этнографического материала: многочисленные обряды, весенние праздники, хороводы, камлания шамана. В начале августа 1930 года экспедиция вернулась в Ленинград, где съёмки продолжились.
На съемки в Ленинград поехало три тунгуса: шаман Иван Ивигин, а вместе с ним К. Бояринов и Ц. Бояринов, они были его хористами, подпевали при камлании. По эвенкийской традиции, подпевать шаману должны женщины, но они категорически отказались от дальней поездки, да и русского они не знали. Иван Иванович потом долго вспоминал забавную историю, которая произошла с ними. Когда в Томске поезд тронулся, все трое упали на пол от страха. Потом привыкли и стали смеяться. На станциях они надевали национальные костюмы и выходили на платформу, всегда собиралось много людей, чтобы посмотреть на коренных тунгусов.

27 августа на Марсовом поле Ленинграда был поставлен чум для камланий шамана. Третьего сентября в Ленинград приехал этнограф И. М. Суслов, он провел консультацию при подготовке к съемкам. Он также пообщался с И.И. Ивигиным, которого считал «одним из самых сведущих людей в области своего культа». Родственники Ивана Иивгина вспоминали, что на съемках творились чудеса: аппараты ломались, ленты рвались, много раз повторяли одно и то же.
К сожалению, этот богатый этнографическим материалом, дополненный уникальными кадрами фильм не сохранился до наших дней.

 

Вернуться назад

Белобородова Елизавета
«Санкт-Петербургские ведомости»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024