главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 шаманизм

2009


  Поклоняясь духам предков (массовый тайлаган)

— Впервые за столетие мы возобновляем массовый праздник тайлагана — коллективного молебна покровителю семейного счастья и чадородия Заяша Убгэн и Зарлиг Тоохэй. Наша Осинско-Боханская религиозная организация шаманистов «Бургэд» входит в состав Совета шаманских общин Прибайкалья, — рассказал Игорь Олзоев, избранный председатель сформированного больше года назад Совета шаманских общин Прибайкалья, житель села Оса.
В этом тайлагане, который организован при поддержке «Центра сохранения и развития бурятского этноса», может участвовать любой желающий вместе со своей семьей. Но только одни мужчины вправе подниматься на шаманскую гору — так повелось издревле. Причины тому есть, говорят местные жители. Прежде всего — чтобы обезопасить женщин, неприкосновенных продолжательниц рода. Ведь известно, что места силы часто расположены в геопатогенных зонах, где мощна природная радиация, плюс духи могут разгневаться.

В этот день женщины — чистые, одетые в платья, юбки или халаты, в головных уборах, в обуви с закрытым носком — собираются у подножия крутой Бохани Хушуун, вместе с детьми проводят игры, танцуют ёхор. Эта священная гора дала название протянувшемуся вокруг нее поселку Бохан. Когда-то на ее южном склоне лежал большой белый камень — буумал шулуун, спустившийся с небес. На камне были выбиты солнце, луна, звезды, копыта лошади, коровы. С правой стороны, у самой подошвы горы, рос многовековой тальник, из-под которого вытекал целебный ключ-Аршан и впадал в реку Иду. Раньше с тайлагана все спускались к священному камню и молились, пили аршан, купались в реке — в течение многих поколений. В 1911 году миссионер-иеромонах с местным урядником распилили тальник, уничтожили жертвенник у аршана, увезли священный камень.

Но местные жители не забыли древнего обряда поклонения духам неба. На этой горе с незапамятных времен устраивались тайлаганы — коллективные молебны с жертвоприношением 24 лошадей и 48 овец.
Перед выездом на тайлаган людям в своем доме следует у очага окурить богородской травой (чабрецом) пищу и все, что они везут на молебен, себя и семью, мысленно призвав своих родовых покровителей, представить, что они будут сопровождать молящихся на тайлагане.

На месте обряда установлен главный жертвенник — ширээ. Каждое поселение разжигает свой жертвенный костер, то есть устанавливает свой ширээ, где молятся выходцы из одной местности. Во время молебна запрещается быть пьяным, произносить грязные слова, громко смеяться, сорить. После тайлагана нельзя оставлять за собой ничего, все привезенное на молебен — посуду, бумагу и прочее — нужно собрать и увезти домой.
Молодым следует уважать старших. Подрастающим поколениям рекомендуется верить, что они обладают большим мужеством и способны преодолеть любую трудность, в том числе с помощью вековых традиций. Ведь издревле знания предков были основным капиталом — хранителем рода и защитой. И действительно, у побывавших на обряде плодородия словно появлялись новые качества.

В знак благословения небес над горой к вечеру, когда с нее спустились все мужчины, очень долго кружил ястреб. Ястреб является младшим братом, заместителем царя-орла. Известно, с каким трепетом жители Прибайкалья относятся к орлам — тотемным птицам, летающим выше всех: ни в коем случае не позволяют обидеть царь-птицу ни своим, ни чужим. Бесконечный планер ястреба был встречен общиной с большим облегчением — значит, небо услышало молитвы людей. Духи дали добро на обряды и жертвоприношение. Собравшиеся завершили праздник национальной бурятской борьбой и песнями-танцами женщин в национальных костюмах. Потом был всеобщий ёхор — хоровод.
У предгорья Бохани Хушуун был открыт круглый деревянный музей «Юрта», где с левой стороны собраны мужские вещи, а с правой — женский обиходный скарб. Это стало подарком жителям Бохана и туристам от нынешней администрации Боханского района.

…Великого главного Ольхонского шамана забеспокоило то, что с Востока пришла весть – появилась новая религия, и больше люди не верят ни в каких шаманов… Он позвал своего старшего сына и попросил его: «Будь добр, слетай, глянь, правда ли то, что люди говорят»
Сын трижды обернулся вокруг себя по часовой стрелке и превратившись в белого орла, улетел, исполняя волю отца. Пролетая над степями Монголии, видел, как там создаются новые храмы и как там молятся тысячи новых поклонников в тех храмах… Он убедился, что люди говорят правду. Возвращаясь обратно, он очень проголодался и увидел внизу падшую лошадь. Не удержавшись и поклевав, чтобы набраться сил, но прилетев к отцу, не смог обратно превратиться в человека. С тех пор прошло около тысячи лет. И на Ольхоне до сих пор главная птица – белый орел и есть главный шаман. А сам остров Ольхон – является бесспорным сакральный центр шаманской культуры всего мира.
В 70-х годах ХХ века советско-американская археологическая экспедиция вела работы на острове. Их интересовало сквозное помещение вроде открытой всем ветрам пещеры на мысе Бурхан у п. Хужир. В ней был обнаружил могильник мужчины средних лет, останки его были перевезены в США для антропологической экспертизы. Где было подтверждено предположение ученых, что он был из индейского шаманского племени, пришедшего в Сибирь. Так был перекинут мост между двумя континентами по шаманской тематике. На мысе Бурхан большая мастерская артефактов, подтверждающее его древнее сакральное значение для всех шаманов… По одной версии на санскрите набор символов на Бурхане на знаках Изиды означает один из культов матери: Солнце с гор. И там изваяна Древняя Книга Шаманов…
… Делая шаг, попадаешь в помещение с изображением людей с ногами быков и птиц. Нас встречает большая остроконечная шапка из кожи и волос с вплетенными в неё камнями. Впереди стоит стена с именами Шамана и сына Шамана, их детей и дочерей, всего 33-х.

Первое имя начало всех начал, знак с бубном шамана внутри. И меньше остается возможностей узнать о том, что однажды исчезло из этого измерения… у чёрных и вязких волн ярого побережья Сибири, добросовестно ждёшь чего-то великого, некоего мистического откровения, которое озарив сознание светом, навечно внесёт ясность. Затаив дыхание, точно ведун на пороге сотворения заклятия, которое потрясёт мир, дойдя до края нашей с трудом обитаемой и суровой земли, оцепенеешь. Повернувшись спиной к Байкалу, с ощущение утраты чего-то неопределённого, но сверх-значительного, вынужденно плетёшься к мятущемуся и вечно нуждающемуся людскому стойбищу. Потерявшись в коем, не скоро вспомнишь, что есть надвечное нечто. Нерасшифрованное.
Утро там было фантастически теплым. Безветренным. Прозрачным. Оптимальным для медитаций. Бугры и извилистые объемные заливы. Лысые каменистые сопки и бирюзовая тьма ледяных вод… Ничего лишнего. Рядом стоит оставленная впопыхах палатка волхва Тимохи – сторожа на турбазе. С деревянным треногом над ней, к коему она прикреплена верёвками – от ретивых ветров Ольхона
- В Еланцах этих чаек даже вороны боятся… – так комментирует ярые атаки на рыбные отходы огромных диких уток местный рыбак Рома, добавляя со вздохом, – когда мы на моторе идем, они норовят в голову нас ударить!... Это мы уже вернулись с паручасового заплыва и проверки сетей.
Отплыв наш был таков. Пенопропиленовую лодку сообща толкали к кромке чистой ледяной воды по песку. Первым запрыгнул я, вторым влез Рома в рыбачьих сапогах. Начал впервые в жизни шутя работать веслами. Малоудачно, но кое-как освоился,… Они были разноформатные, весла те.
Синяя гладь заскользила вокруг, баюкая покойным покачиванием. Бухта начала расширяться. Из широкой и просторной она стала круглой и объемной лагуной. Ни ветерка никакого! Чудеса в решете. Полный штиль. Завораживающая теплая прохлада с бездонным небом над всем этим чудом. Природа окружила нас светом и принудила отказаться от совсем личного мрака и смуты…

Наконец, наткнулись на первый поплавок из пластиковой бутылки. Рома начал выбирать сети, проверяя наличие в них омулей. Говорит, после вчерашних состязаний баргузина с сармой они все перепутались… Надо было их вынимать и ставить заново. Иначе пиши пропало. Рыба мимо идет... «Напрасно строгая природа от нас скрывает место входа с брегов вечерних на восток» писал поэт.
Как великий поэт, природа умеет также самыми ничтожными средствами производить самые поразительные эффекты. У нее всегда одно и то же солнце, одни и те же камни, цветы вода и счастье. Конечно, когда нет этого последней в сердце созерцающего человека, тогда ничтожною кажется вся картина: солнце становится ничем более как ярким прожектором, камни только мешают, цветы начинаешь делить на пригодные и неказистые, в воде видишь только мокроту… Бесконечно ощущается блаженство, когда внешняя природа сливается с нашим внутренним миром, когда зеленые луга, мысли, пение птиц, тихая грусть, синева неба, воспоминания и благоухания трав переплетаются в пленительных переливах мелодий, звенящей гармонии.

Напоследок, откинувшись на протяженном носу лодки, я только наблюдал наплывающие берега. Казалось, что Байкал нас не отпустит. Таково было нереальное единение вечной среды и мнимой формы. Славного моря и случайных людей. Вечной природы и двух добывающих из ее недр провиант людишек. Байкал отпустил. Не погубил. А мог бы! В легкую… Одним порывом ветра.
Вечер нанял лодку, чтобы вернуться домой. Разглядывай волны от лодки, плывя по небу. Небо добрее и ближе и сводит навечно тебя с судьбой. Хрупкость отстаивания здесь тела особенно остро ощущается на воде. Сам как птица, разучившаяся летать, иное ощущение жизни вмиг наполняет, и не знаешь как вести себя дальше. То ли сидеть в утлой скорлупе, то ли топиться и оставаться в запасной своей холодной, но такой близко-уютной среде…
Второго Шамана ждет и зовет Земля… В нем соединены два знака и три точки попадания небесного движения и предсказатели будущего… Судьба рождает определенное движение небесным и движение земным. Все шаманы выполнили свое предназначение. Шаман третий, сын шамана второго, получил истину в небесной встрече и… в земной любви… Движение с Севера на юг зародило все сущее на свете. Всё существующее… Третий Шаман – взор и взгляд, обладатель священных знаний и ему не мешает трава в человечий рост. Впервые в сердце его со знаком зрения и не нужно кричать о власти.

Благодаря своему отцу, четвертый Шаман получил небесную ногу и поклонялся небесным силам. Солнце уходит в воду и небо торжествует. При 4-м шамане спасение в горах и смерть при землетрясении… Счастье иметь птицу, тепло, дом, а в нем дочь 4-го Шамана... Она готова к оплодотворению и выражает согласие. Пусть мужчина имеет доступ и радость, произносит призывания. Встань в позу льва и тебя никто не сможет уничтожить. Рычи! Чтобы быть здоровой… Первое сотворение единиц – символ сотворения мира. М и Ж отделены. Солнце отдельно. И Земля далеко. Хоть и под ногами, но редко бывает тепла. Образован союз треугольников. Дуга – Солнце покрыло небо, долгожданный росточек двигался вниз по течению. На середине движения остановилось состояние, застал холод…
…Летом 2006 года на срединном острове озера Байкал состоялась встреча всех мировых сил шаманства, на которую съехались шаманы не только со всей России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Какие проблемы обсуждались на этом Совете, так и осталось тайной. Вполне возможно, что представители древнейшего духовного культа определяли ход дальнейшего развития человеческой цивилизации в архисложных условиях XXI века. Ведь ещё за 80-100 тысяч лет до Рождества Христова человечество знало и активно использовало в культовых целях шаманские обряды. По сути именно верховные жрецы — шаманы — являлись правителями в родоплеменном периоде развития цивилизации. Именно из шаманских родов вышли первые представители династий египетских фараонов. Именно от верховных шаманов «темных веков» вели свою родословную цари Вавилонии и Ассирии. Переданные шаманами представителям светской власти знания явились тем бесценным багажом, который позволил человечеству достичь известных нам успехов в культуре, науках и техническом прогрессе.

Впрочем, не всей тайной информацией, известной им, представители шаманской традиции поделились и делятся со всеми остальными людьми. По мнению исследователя из Петропавловска-Камчатского Игоря Самойленко, то было сделано сознательно по двум причинам. «Шаманы опасались, что особо тайная информация может быть использована человечеством во вред себе. Кроме того, выдав сокровенные знания, они могли лишиться той незримой власти, которой обладают на протяжении вот уже нескольких десятков тысяч лет».
Такие выводы камчатский ученый сделал после многолетнего опыта общения с членами общин культа куламитов – религиозного течения камчадалов, исповедующий шаманизм… Общины эти имеют очень давнюю историю, восходящую ещё к тем временам, когда восточная часть евразийского континента была соединена с Америкой. В среде куламитов распространено предание о древнем шаманском братстве, хранителями священных традиций и тайных знаний которого являются так называемые Верховные шаманы всех частей света.
На земле постоянно живут четыре Верховных шамана, которые общаются между собой, передавая информацию при помощи воды, текущей в реках, морях и океанах, и ветра, дующего в нужных шаманам направлениях. Каждые четверть век Верховные шаманы встречаются в тайных священных местах, где решают, какие кары или благодати наслать на тот или иной народ, вершат судьбы отдельных людей либо целых государств. Куламиты считают, что священными у шаманов являются места в южной оконечности южноамериканского континента—неподалеку от Огненной Земли, в Африканских джунглях на северо-востоке озера Чад, на одном из затерянных островов Французской Полинезии и в горах северо-запада Бурятии, примерно в 15 км севернее озера Байкал…
В периоды встреч Верховных шаманов, которые длятся от нескольких часов до двух-трех месяцев, на планете наступает своеобразное затишье: прекращаются войны и природные катаклизмы, утихает зло, боль и страх — они словно покидают мир людей. Кажется, что Земля находится в ожидании решения шаманского совета. После того, как шаманы расстаются друг с другом, на планете начинает происходить всё, что было ими предопределено на очередные 25 лет истории человеческой цивилизации.

В архивах в 1943 году Иркутского управления НКВД — будущего КГБ появилась записка одного из оперативных работников управления о том, что в декабре 1942 года на юго-востоке Тувы в Тандинском кужууне прошла тайная сходка шаманов, на которой присутствовал некий Кельчик Беран. На записке сохранилась резолюция начальника управления: «Никаких мер в отношении указанных лиц не предпринимать»… А осенью 42-го, когда положение на фронтах в очередной раз стало критическим, глава союзной с СССР Народной республики Тува Сальчак Тока отправил в Москву самолетом Верховного шамана всех тувинцев Кельчик Берана. С Бераном находился семилетний мальчик по имени Хош, прекрасно говоривший по-русски. В аэропорту столицы Советского Союза тайных гостей встретил Николай Булганин и в закрытом автомобиле под охраной сотрудников НКВД привез на загородную дачу к товарищу Сталину. При беседе генералиссимуса с Кельчик Бераном, помимо мальчика Хоша, выступавшего в качестве переводчика, присутствовал стенографист, который после этой встречи был направлен в особый штрафной батальон и в начале 43-го погиб на минных полях под Ленинградом.
Детали той секретной беседы так и остались тайной, однако известно, что Верховный шаман всех тувинцев выразил свое недовольство и обиду за репрессии, совершенные Советской властью в отношении служителей шаманского культа, однако согласился отменить заклятие шаманов в отношении СССР и оказать особую помощь братскому русскому народу. История Великой Отечественной войны после 42-го года хорошо известна каждому школьнику, и возможно, ход её был бы предопределен тайным воздействием Совета шаманских общин…
Угрюмые тучи частично закрыли солнечный свет. На нас ожесточенно посыпался град… Стало холодно и темно. А была только ведь середина августа. По дороге, покрытой белым оледенелым снегом лета, потекли мутные ручейки. Автотропа извивалась то вверх, то вниз. Мокрые холмы, вдали безудержная синь вод, истовая зелень застигнутых врасплох трав. Но за перевалом из-за туч появилось синее небо, подул тёплый ветер — спустились в низину, где множество круглых луж на желтой дороге казались зеркалами синего стекла — так ярко отражали они небесную синь. И в этих контрастах всегда лежит остров Ольхон. Он расположен словно между заклятиями шаманов и омывающих его со всех сторон потоков вод, текущих к нему со всех мыслимых и немыслимых сторон. Середина земли только что была в тени облаков — вот она отдана на прогрев ярчайшему Солнцу…
 

Вернуться назад

Михаил Юровский
Иркутск

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024