главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 шаманизм


  Дерево с «хозяином»

«Срубишь дерево – укоротишь себе жизнь». Так издревле считали лесные народы Восточной Сибири. Буряты, тувинцы, якуты и народы Севера никогда не рубили деревья без надобности и тем более больше, чем нужно. Срубить дерево без причины означало укоротить жизнь и себе, и потомкам.

Срубить дерево без причины означало укоротить жизнь и себе, и потомкам.

Буряты использовали для топки сухостой, валежник и высохший коровий навоз. Кстати, в Монголии до сих пор придерживаются такой практики, считая КПД такого топлива гораздо выше, чем у обычных дров. В случае если от порубки деревьев нельзя было отказаться, народы Восточной Сибири просили прощения у хозяев тайги, а на месте сваленного дерева закапывали шишки. При этом приговаривали: «След твой чтоб не исчез». Или клали на пенек срубленного дерева щепку, произнося при этом: «Прости меня, дух дерева. Срубил тебя по нужде, не для забавы».

Особенно у всех народов Сибири почиталась лиственница. Так, буряты приходили к дереву, прося даровать детей и долголетие. Зажигали лампадку и обходили несколько раз вокруг дерева, излагая просьбу. Примерно такой же обряд существовал и у якутов. Большие моления у лиственницы проводили весной и осенью тувинцы. Почитались и другие деревья – кедры, сосны, березы и т.д. Особо строгими были запреты по отношению к «вечным деревьям»: кедру, ели. С них нельзя было отломить даже веточку. Причем уважением пользовались не только растущие деревья, но и давно высохшие.

Считалось, что нельзя рубить дерево, растущее в ограде. Это грозило смертью.

Чем-либо выделяющиеся или одиночные деревья отмечались знаком «неприкосновенности». Говорили, что это дерево с «хозяином» - в нем живет дух тайги. Поэтому болезнь или смерть человека объясняли так: он срубил дерево, которое имело «хозяина» и которое нельзя было трогать. И есть немало историй, которые подтверждают, что гнев хозяев тайги может быть страшным.

Три сосны Курумкана
Природа в Курумкане обладает сверхъестественной силой, уверены жители района. И вспоминают историю, связанную с тремя соснами, росшими в самом центре села. С давних времен они считались священными. Люди, попытавшиеся осквернить эти развесистые деревья, были наказаны.

В середине 1970-х годов приезжая бригада «шабашников», работавших на строительстве школы, решила свалить одно из деревьев, считая, что сосна им мешает. Однако у первого же работника слетела цепь с бензопилы. При этом она обмоталась вокруг рук наподобие наручников. Через неделю приезжие попытались снова свалить дерево. На этот раз все закончилось более драматично - сорвавшаяся цепь оторвала рабочему руку. Все последующие попытки убрать сосну заканчивались одинаково: инструмент ломался или вовсе не включался. Интересно, что в других местах та же техника работала исправно.

Эту историю в Курумкане хорошо помнят по сей день.

- На эти деревья молились. Они испокон веков росли на земле эвенков. В них жил дух хозяина тайги, - рассказал местный житель Булат.

В итоге дерево признали священным и стали ему поклоняться. Даже тогда, когда дерево высохло.

- По дороге в школу приходилось проходить мимо той сухой сосны. И мне всегда было страшно. Среди школьников было поверье: чтобы она тебе ничего не сделала, нужно откупиться монеткой. Когда денежек с собой не было, я шла в обход, - вспоминает молодая женщина Любовь.

Сейчас этих сосен по улице Школьной уже нет. Все три сосны упали сами, последняя - в 2013 году. Об одном из случаев до сих пор с ужасом вспоминают местные жители:

- Примерно в 1995 году самая старшая из сосен, отжившая свой век, упала. Естественно, лежащую в центре села сосну нужно было вывезти за пределы села. Но никто из местных жителей не решался этого сделать, так как боялись гнева «духа трех сосен». Согласился только один тракторист. За определенную плату он вывез сосну. Но через несколько дней погиб, попав в аварию на том тракторе, на котором вывозил сосну, - вспоминают местные.

Священная роща Аршана
Примерно такую же историю нам рассказали жители тункинского села Аршан. Как известно, там возле источников есть священная роща. Никто из местных не трогает даже веточки деревьев, не говоря уже о том, чтобы поломать или срубить дерево. Однако в 60 - 70-х годах партийные активисты решили срубить рощу и объявили субботник, на который, кстати, никто из местных, кроме парторга, его заместителя и секретарши, не пришел.

Троица, посовещавшись, все-таки решила срубить рощу. Мужчины спиливали деревья, женщина оттаскивала ветки в сторону. В тот же вечер на всех троих обрушился гнев хозяев тайги. Один из мужчин покончил с собой, второй ушел в запой и скончался через несколько дней от остановки сердца. Женщина-секретарь тяжело заболела и лишь чудом не умерла. С тех пор никто не покушался на священную рощу.

В заключение еще одна история, которую нам рассказали жители Тэгды. Там в 60-е годы внезапно ушел из жизни один из руководителей местного совхоза. Человек он был известный, недюжинных способностей. Скончался он перед Новым годом. Жители курбинской долины поговаривали, что мужчина срубил одинокую елочку для встречи Нового года. Люди считали, что за этот проступок его и забрал «хозяин тайги».
 

Вернуться назад

Михаил Доржиев
Информ Полис

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024