главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 шаманизм

2010


  Чёрный-чёрный лес (размышления о традиции медвежьих игрищ)

Ветров Дмитрий, студент факультета истории и гуманитарных наук Парижского университета.
Vetrov Dmitry, l’étudiant de la fillère de l’histoire et sciences sociales, Paris-IV (Sorbonne).
Адрес: Vetrov Dmitry, 13, rue Erlanger, Paris, 75016.


Иногда, особенно вечером, сквозь пелену гнуса, кажется, что густые ветви елей – черны и жестки, как шкура медведя. Можно даже представить, что ели - это огромные звери, которые стерегут неведомую землю.
У людей песенного времени были перья птиц, шкуры зверей, берестяные маски менквов. Личины духов, чьи хозяева служили людям. Но никогда охотник не надевал плащ из медвежьей шкуры; быть может, потому, что дух медведя мог побороть более слабую человеческую душу, уволочь её за собой в мир мертвых?
У ненцев существует традиция расстановки нарт. «Если нарта обращена на восток, её хозяин жив. Если на закат – он мертв» [1]. Закат - это то время, когда открыты ворота в два мира: Верхний и Нижний. Смертному, если он не шаман, запрещено вступать на волшебные земли. Но в праздничные ночи, когда манси причищаются кровью медведя, каждый просыпается, только за белоснежный горизонт зайдет солнце, и ложится спать с первым лучом зари.

Иногда представляется, что знаки охотников – катпосы – есть не более чем подражание следу медвежьих когтей на коре кедров. Люди и медведи – одна стая. Когда финно-угорские племена уйдут на север, они так же породнятся с оленями, забыв прежних богов, но пока…
Многое в мире, в том числе человек, имеет дуальную природу, состоящую из тела и духа. Тело не живет без духа. Дух и имя даёт телу новорожденного ребенка во время специального обряда шаман. Имя человека – имя духа, который живет в теле, и, возможно пришел из тела предка, а шаман – хранитель имен и душ [2]. Все существа Среднего мира живут от потопа до потопа. Но только черные воды накроют землю, они гибнут. Потом на их место приходят другие существа, и духи сызнова готовы обрести плоть [3].
Кто знает, какие сны снятся медведям долгой зимой? Манси воспринимали сон как время, когда дух покидает тело, путешествуя, подобно птице, меж звёздных миров, боялись сна потому, что в это время они не могли контролировать свой дух. Летя к заоблачным высотам, дух мог попасть к духам демонов или свернуть на дороги мертвых.
«На дорогах много людей. Утопленники стоят с утопленниками: те, кто утонул в море, стоят порознь с теми, кто утоп в реке, есть те, кто потонул в озере, они тоже стоят отдельно; те, кто умер от пожара, стоят отдельно от утопленников и светятся. Сквозь всех них не пройти, они плотно-плотно стоят; как кустарник» [4].

У самых северных народов Урала и Западной Сибири: ненцев, ханты и кетов – смерть нередко предстает в образе полярной совы [5]. Сова – ночной хищник, а ночь – время сна, путешествия духов. Птица-смерть может заклевать птиц-духов так же, как полярная сова заклевывает перепелов.
Хотя какой дух посмеет бороться с духом медведя? Кто, кроме Нуми-Сирвеса, Корс-Торума, Нуми-Торума и Мир-сусне-хума поборет медвежью душу? Может, кто-нибудь и поборет. Только каждую весну просыпается зверь, и каждую зиму засыпает. И так две тысячи лет…
Варган – это несколько согнутых тонких металлических пластин. Трудно предположить, что музыкальный инструмент может выглядеть таким образом. Для уральских шаманов и варган, и свирель, и бубен воспринимался как некое хранилище текстов и мелодий. То есть музыку играет не исполнитель, а сам варган. Не случайно все музыкальные инструменты называли "голосом бога" [6]. В гортанной музыке варгана слышится и скрип одного дерева о другое (русские считали этот скрип голосом лешего), и рык медведя. Возможно, разговаривая с обитателем лесов менквом, человек слышит нечто похожее? Варган напоминает, что не люди хозяева леса. А кто? Не люди, точно.

Список использованной литературы:
1. А. Головнев, д/ф «Боги Ямала».
2. «Описание Тобольского наместничества», Новосибирск, 1982, стр. 225 – 226.
3. А. Головнев, д/ф «Боги Ямала».
4. Дед Наталько, ясновидец; д/ф А. Головнёва «Мухоморные рассказы деда Наталько».
5. Р. Итс, «Шёпот Земли и молчание Неба», Москва, 1990, стр. 65
6. «Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания», Москва, 1994, стр. 41

 

Вернуться назад

Дмитрий Ветров